Собор святого стефана (вена)
Содержание:
- Архитектура собора
- История возникновения собора Святого Стефана
- История собора
- Дворец Шенбрунн – шедевр архитектуры Австрии
- Реликвии и достопримечательности
- Архитектура Штефансдом
- История создания
- Что посмотреть внутри
- Что посмотреть в Вене
- Источники
- Архитектурные особенности
- История собора Святого Стефана
- Архитектура собора
- Литература
Архитектура собора
Схема собора
Построенное из известняка здание собора имеет размер 107 метров в длину, 40 метров в ширину и 136 метров в своей высшей точке.
Башни
Южная башня собора, ласково называемая жителями «Штефль», имеет в высоту 136 метров и является самой высокой и доминирующей точкой Венского неба. Её строительство продолжалось 65 лет, с 1368 по 1433 годы. Во время осад Вены в 1529 и в 1683 годах она использовалась в качестве главного наблюдательного и командного пункта. В плоть до 1955 года башня служила в качестве сторожевой -пожарной, в случае пожара в городе наблюдатели звонили в колокола.
На шпиле башни установлен двойной орел с имперским гербом Габсбургов-Лотарингии на груди. Предшественников орла – эмблемы полумесяца и шестиконечной звезды можно сейчас увидеть в Венском музее города.
Северная башня изначально создавалась для симметрии с южной. Но ее дизайн оказался слишком амбициозным, учитывая завершение эпохи готических соборов строительство башни было заморожено в 1511 году. В 1587 году на недостроенную башню был установлен купол в стиле ренессанса, получившая народное название «водонапорная башня». Высота башни в ее текущем виде составляет 68 метров – половину высоту южной башни.
Главный вход в собор именуется «ворота гигантов» или Riesentor и сохранился еще от первой романской церкви. Название связано с висевшей над дверью многие десятилетия после находки огромной костью считавшейся драконьей (фактически кость мамонта). Кость была найдена в 1443 году во время рытья фундамента северной башни.
По двум сторонам от главного входа находятся встроенные в стену собора две квадратные у основания и восьмиугольные после уровня крыши «римские» или «языческие» башни, высотой по 65 метров каждая. Название башен происходит от того, что они были построены из обломков старых сооружений, построенных еще язычниками. В этих башнях первоначально размещались колокола. Колокола южной башни были утрачены во время второй мировой войны, но колокола северной башни действуют по настоящее время. Римские башни, вместе с воротами гигантов являются самыми старыми частями Собора святого Стефана.
КрышаРисунок крыши
Крыша
Stephansdom обладает уникальной из-за яркого рисунка крышей, которая имеет 111 метров в длину и покрыта 230 тысячами глазурованных плиток. На южном скате плиткой выложена мозаика с изображением двуглавого орла, являющегося символом управляемой из Вены империи Габсбургской династии. На северной стороне крыши выложены гербы города Вена и Австрийской республики.
Пожар 1945 года разрушил деревянный каркас крыши. Во время восстановительных работ изготовление каркаса из дерева для высоты 38 метров посчитали ненадежным и дорогим. Новый каркас крыши был изготовлен из стальных конструкций, на которые ушло 600 тонн металла.
Крыша здания настолько крута (наклон достигает 80 градусов), что дожди великолепно очищают ее от грязи, а снег на ней никогда не задерживается.
Колокола
Северная башня
Собор Святого Стефана имеет в общей сложности 23 колокола. Крупнейший из них установлен в северной башне, носит официальное имя Св.Марии и неофициальное «Пумеринн», его вес составляет 23,5 тонны. «Пумеринн» является вторым по размерам в Европе, крупнее него только колокол «Петр» в Кельнском Соборе, весящий 51,8 тонны.
Новый «Пумеринн» отлитый после падения в пожаре 1945 года имеет диаметр 3,14 м и был вкладом в восстановление собора от земли Верхняя Австрия. «Пумеринн» звучит только 11 раз в год в особо торжественных случаях — день освещения собора, на Новый год. Самый продолжительный, десятиминутный звон, отмечает смерть и интронизацию Папы и Венского архиепископа. Также в северной башне находятся три старых колокола, которые уже не используются.
В Южной башне Собора Святого Стефана находятся одиннадцать колоколов с электрическим приводом отлитых в 1960 году взамен утраченных при пожаре 1945 года. Они используются во время месс: четыре используются для обычной службы, их количество увеличивается до десяти на большие праздники, одиннадцатый добавляется, когда на службе присутствует кардинал — архиепископ Вены.
Северо-Римская Башня имеет шесть колоколов, пять из которых были отлиты в 1772 году, они используются при вечерней молитве и для похорон. Название некоторых из них указывает на первоначальное предназначение: отлитый в 1859 Feuerin – «пожарная сигнализация» (сейчас используется как призыв к вечерней молитве), Bieringerin – «пивной звонок» — последний звонок перед закрытием пивных.
Колокола южной Римской башни были уничтожены пожаром 1945 года и не восстанавливались.
Собор внутриВид с хоровВнутри собора
История возникновения собора Святого Стефана
Начало строительства католического храма относится к 12 веку, когда в 1137 году маркграф Леопольд IV и епископ Регинмар основали на этом месте первую церковь. Строительство изначального здания в романском стиле было закончено в 1147 году.
В 13 веке церковь расширили: до сих пор сохранилась достроенная западная стена с двумя башнями и центральным порталом. Правда, позже романский стиль башен был изменен на готический.
После пожара, разрушившего прежнюю церковь в 1258 году, приняли решение возвести новую, оформив ее в том же романском стиле. Построенный собор осветили 23 апреля 1263 году – эта дата отмечается по настоящее время.
Фото: Иванова Екатерина
Альбертовы хоры
В 14 веке к восточной части здания пристроили Альбертовы хоры, состоящие из трех нефов: их можно увидеть в неизменном виде по сей день. Возведение хоров заняло целых 77 лет (с 1304 по 1340 годы).
Южный неф посвятили двенадцати апостолам, северный – Деве Марии, а средний – Святому Стефану и другим святым.
Возведение готического храма
В 1359 году было решено построить новый готический собор: сначала обнести стенами старую церковь, а затем разобрать прежнюю постройку. Первый камень был заложен при Рудольфе IV – начали с возведения южной башни, которую закончили только в 1433 году.
Устройством перекрытия свода занимались с 1446 по 1474 годы. Строительство северной башни, начатое в 1450 году Гансом Пуксбаумом, так и не было завершено: помешало возведение новой постройки в 1511 году. Колокольня была установлена в 1556 году.
Статус кафедрального собор получил только в 1469 году – до этого времени она была обычным приходским храмом.
В 1476-1487 годах в интерьере появились резные хоры, выполненные скульптором Вильгельмом Роллингером. Позже (в 16 веке) в церкви установили орган.
Реконструкция
Во времена расцвета барокко интерьер церкви реконструировали. Сначала создали новый барочный алтарь в 1647 году – работа Йоганна Якоба и Тобиаса Покка.
В конце 17 века появились два образа Девы Марии, а в 1700 году в интерьере разместили два боковых алтаря.
Пожар и восстановление
Хотя во время Второй мировой войны собор не пострадал, серьезные повреждения здание получило во время пожара 12 апреля 1945 года: местные мародёры подожгли торговые лавки, и огонь перекинулся на храм.
При пожаре обрушилась кровля, упал огромный колокол, почти полностью сгорели интерьеры, в том числе хоры 15 века, а также орган. К счастью, уцелели многие реликвии и кафедры, защищенные кирпичом.
Благодаря действиям добровольцев, кровлю собора удалось восстановить уже к 1948 году. Полностью работы завершились только в 1960 году.
Однако реставрация здания продолжается до сих пор. Дело в том, что известняковые стены и статуи постепенно разрушаются, поэтому необходимо заменять отдельные элементы.
История собора
Теперь это резиденция кардинала в Австрии. Но православные люди тоже посещают святыню.
Строительство шло века. Храм не раз становился причиной раздора. Первый камень заложили по указу епископа Регинмара, в 1137 году. Работы завершили спустя 10 лет.
Через столетие площадь храма расширили, но эта постройка сгорела в пожаре. На месте уничтоженной святыни выстроили новую церковь в романском стиле. Окончание датируют 26 апреля 1236 года. Этот день и теперь празднуется церковью.
В 1359 году Рудольф IV заложил первый камень под новую церковь. Её планировалась строить в готическом стиле. Новая церковь возводилась таким образом, что старая оказалась внутри стен. На то, чтобы покрыть своды, ушло более 30 лет.
В середине 15 века начали работу над проектом Орлиной башни. Она так и осталась недостроенной. Колокольни установили только в 16 веке.
Собор значительно пострадал при фашистских бомбардировках. Отступающим немцам был отдан указ уничтожить святыню.
В послевоенные годы прошли масштабные ремонтные работы. Туристы осматривают то, что удалось восстановить по документам и сохранившимся эскизам.
Дворец Шенбрунн – шедевр архитектуры Австрии
Облик дворца Шенбрунн запечатлен на картинах, открытках, марках, календарях. Дворцово-парковый комплекс стал подлинным туристическим символом Вены и Австрии. Он был построен в качестве летней резиденции императорской семьи. Сегодня в его залах расположились экспозиции музея 300-летней истории династии Габсбургов.
- На этой земле стояло монастырское поместье, проданное в 1569 г. семье Габсбургов.
- Шенбрунн переводится как «прекрасные источники». Название местность получила за открытые артезианские источники, которые, по местной легенде, весьма приглянулись королю Матвею на охоте в самом начале XVII столетия, и к концу века за поместьем закрепилось именно такое название.
- В 1683 г., в период войны с турками, поместье было почти разрушено. Восстановление велось по образцу Версаля, однако полностью завершить все запланированные работы удалось только к середине XVIII века. Шенбрунн приобрел тот вид, который известен нам и поныне.
- Сады Шенбрунна, а также экзотический зоопарк с большой коллекцией птиц и животных являлись частью дворцового комплекса. При императоре Франце I при дворце завели оранжереи и теплицы, растения для которых доставлялись со всех концов света.
- С 1918 г. дворец является собственностью Австрийской Республики и сохраняется в качестве музея.
- Сегодня Шенбрунн является наиболее посещаемой достопримечательностью Австрии, самым известным дворцово-парковым комплексом Европы. Он входит в число объектов мирового культурного наследия. Туристы приезжают сюда, чтобы посмотреть на экспонаты музея и уникальные ландшафтные объекты: сады, оранжереи.
Дворец Шенбрунн – главная архитектурная достопримечательность Австрии
Шенбрунн: экспозиция
В Шенбрунне 1441 комната, из них 45 открыто для посетителей. Большинство залов оформлено в стилистике рококо и барокко.
- Для посещения открыты помещения дворца, в которых творилась история Австрии и Европы. Экскурсанты могут осмотреть жилые покои и торжественные залы Франца Иосифа, любимый Круглый китайский кабинет Марии Терезии, Зеркальную комнату, где выступал Моцарт, Большую галерею, в которой собирались участники Венского конгресса.
- Миллионная комната считается одним из лучших мировых образцов стиля рококо.
- Каждая из 45 комнат имеет собственное название, оформлена в индивидуальном стиле и имеет отношение к истории или выдающимся личностям.
- Отдельная экскурсия посвящена покоям императрицы Елизаветы, которую австрийцы с любовью называют Сисси.
- Особого внимания достойны оранжереи, ботанический сад и зоосад.
За одно посещение невозможно осмотреть все красоты Шенбрунна, поэтому действует система тематических экскурсий.
- Империал-тур посвящен временам Франца Иосифа и Елизаветы.
- Большое путешествие предлагает осмотреть 40 главных комнат дворца.
- Оранжерейная экскурсия проводится по знаменитым теплицам и оранжереям.
Шенбрунн – самый известный образец архитектуры Австрии стиля рококо
Время и стоимость посещения
Музей работает ежедневно, даже в выходные и праздничные дни. Открытие в 8 утра, завершение работы в 17 часов зимой, в 17-30 весной и осенью и в 18 часов летом.
Стоимость посещения зависит от выбранной экскурсии и возраста экскурсантов.
Название экскурсии | Описание | Стоимость билета (евро) |
Империал-тур | Посвящен Францу Иосифу и Елизавете (около 35 минут) | Взрослые – 14,2, студенты – 13,2, дети – 10,5 |
Большое путешествие | Обзорный тур, 300 лет истории, 40 комнат дворца (60 минут) | Взрослые – 20, студенты – 19,2, дети – 13 |
Классический проход | Прогулка по дворцу, по Детскому музею, посещение лабиринта и охотничьего домика | Взрослые – 24, студенты – 20,2, дети – 15,2 |
Семейный тур | Прогулка по дворцу, по Детскому музею, посещение лабиринта и охотничьего домика | Комплексный (2 взрослых+30 детей) – 49,2, взрослые – 21,9, дети – 15,9 |
Тайный сад | Экскурсия по одному из камерных садов Шенбрунна | Взрослые – 3,8, студенты – 3,2, дети – 3 |
Оранжерейная | Осмотр второй по величине дворцовой оранжереи Европы | Взрослые – 3,8, студенты – 3,2, дети – 3 |
Парковый комплекс Шенбрунна также входит в число самых посещаемых достопримечательностей Австрии
Реликвии и достопримечательности
Почская икона
Пёчская икона девы Марии
В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Поч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в почской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Поч стал местом паломничества и был переименован в Мариапоч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом.
Колокола
Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого — своя роль. Большой колокол северной башни, Новый Пуммерин, массой в 21 383 кг был отлит в 1951 в Санкт-Флориане и установлен в 1957 взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь; самый продолжительный, десятиминутный, звон, отмечает смерть и интронизацию папы и венского архиепископа.
Это второй по величине колокол Европы (после Кёльнского собора).
Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960, массой от 35 до 5 700 кг. Из них четыре используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы, и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар в южной башне.
Кафедра
Кафедра
Резная каменная кафедра создана в 1515 году выдающимся мастером сербско-моравской школы, архитектором и скульптором Антоном Пильграмом, заканчивавшим строительство храма (ранее Пильграма отождествляли с другим скульптором Николаусом Герхардтом). Кафедру, или пульпит, со спиральной лестницей украшают выразительные портреты Учителей, или Отцов, Церкви. Горельефные бюсты носят психологический характер, но это не портреты в современном смысле слова (в точности неизвестно, как выглядели эти люди), а изображения четырёх темпераментов (популярная тема средневекового и ренессансного искусства): Августин Блаженный (меланхолик), Амвросий Медиоланский (сангвиник), Иероним Стридонский (холерик), Григорий Великий (флегматик). Под лестницей Пильграм изобразил самого себя с циркулем (атрибут средневекового строителя), как бы выглядывающим из полуоткрытого окна. Перила лестницы, ведущей на кафедру, имеют изображения ползущих жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. Изображения Учителей Церкви, автопортрет скульптора, как и кафедра в целом, являются шедеврами искусства поздней, «пламенеющей готики».
Капелла святого Валентина
Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. В реликварии св. Валентина, датированном 1440 годом и расположенном в верхнем ярусе «романской» башни справа от портала, до 1933 года хранились главные реликвии храма. В 1933 часть из них была перемещена в музей при соборе. Сейчас в капелле хранятся мощи святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.
Усыпальницы
В самом соборе похоронены:
- Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое; тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
- Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта
- Евгений Савойский (умер в 1736)
- 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца в церкви св. Августина.
- настоятели собора
Катакомбы
Под восточной половиной собора и под прилегающими с востока домами расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землёй. До полного запрета на подземные могилы, изданного Иосифом II в 1783, под собором св. Стефана было похоронено до 11 тысяч тел. «Катакомбами», на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви (последнее захоронение в 2004).
Архитектура Штефансдом
Собор имеет внушительные размеры: длина кровли основного нефа достигает 110 метров, а его высота – около 37 метров. Башни возвышаются в высоту на 136,44 метра (южная) и на 68,3 метра (северная).
Фото: Sergey_1974 / Shutterstock.comФото: Mistervlad / Shutterstock.com
Белоснежный фасад потрясающе переливается в солнечных лучах, а на широкой площади перед зданием всегда можно туристов. Внутри хранится множество реликвий и произведений искусства – их обязательно стоит увидеть.
Изначально каркас кровли был деревянным, однако после пожара его заменили на стальной. В целом покрытие включает 230 000 цветных черепиц, которые образуют гербы города и национальный герб.
Центральный вход – Исполинские ворота – выполнены в позднероманском стиле. Они представляют собой арочные ворота, украшенные скульптурным орнаментом.
История создания
История строительства собора берет свое начало еще с XII века, когда на месте его сегодняшнего нахождения было начато возведение католического костела. В середине XIII века пожар уничтожил здание практически целиком — за исключением западной стены и башен. Спустя пять лет на месте сгоревшей церкви возвели новую: день освящения сооружения считается значимым праздником и отмечается венской епархией каждый год 23 апреля.
Вена росла и развивалась — а вместе с ней росла значимость собора. В 1359 г. правителем Австрии королем Рудольфом было принято решение построить новую церковь в готическом стиле. Согласно замыслу, разбирать старый костел не предполагалось: новая церковь строилась вокруг него, и демонтаж планировался только после окончания строительства. Но вместо отведенных на все работы 10 лет процесс затянулся на 70, в результате чего уникальная «церковь в церкви» простояла до 1430 г.
Столь длительные сроки строительства не могли не сказаться на итоговом результате — новым правителям грандиозный проект был уже не столь важен, а потому работы продолжались теперь лишь от случая к случаю. Так, на завершение потолочного свода костела было потрачено 3 десятка лет (до 1474 г.), а знаменитую Северную башню «тянули» до 1511-го, и в итоге так и не достроили. Тем не менее все эти годы собор функционировал — правда, не имея сколь-либо масштабного статуса.
Тяжелая война и итоговая победа в войне с турками принесла Австрии огромные выгоды и еще больше укрепила ее положение в Европе. Разумеется, собор Св. Стефана после таких событий просто не мог оставаться на прежнем уровне в церковной иерархии сооружений и в 1722 г. стал архиепископским.
До 1945 г. собор простоял без сколько-нибудь серьезных происшествий и повреждений, но серьезно пострадал во время операции освобождения Вены от нацистских войск — произошло обрушение крыши в результате пожара и последовавшее за ним падение знаменитого колокола «Пуммерин». Уникальные интерьеры были уничтожены, но, к счастью, сохранились многие реликвии и артефакты, укрытые кирпичными саркофагами.
Масштаб разрушений был столь велик, что реставрация не закончена и по сей день. Первый этап восстановления святыни после войны завершился в 1960 г.: к этому моменту собор, находясь в полуразрушенном состоянии, уже работал на протяжении 8 лет. Второй этап начался в 1980-х гг. и продолжается до сих пор, при этом главной задачей реставраторов является сохранение и воссоздание утраченных известняковых монументов и элементов декора.
Что посмотреть внутри
В соборе первым делом привлекает внимание главный портал, выполненный в романском стиле. Недалеко от него по периметру стен находится Кафедра Святого Иоанна Крестителя, Распятие, Солнечные часы и средневековые железные меры
Фото: Иванова ЕкатеринаФото: Иванова Екатерина
Кафедра
Архитектором резной кафедры, созданной в 15 веке, является Николаус Герхардт. Сооружение украшено четырьмя статуями первых учителей церкви:
- Августина Блаженного,
- Амвросия Медиоланского,
- Иеронима Стридонского,
- Григория Великого.
Кафедра специально приближена к колонне для усиления звука голоса. На ее перилах можно рассмотреть средневековый орнамент, олицетворяющий борьбу добра и зла. Под лестницей – автопортрет скульптора, на котором он изображен как бы выглядывающим из окна.
Почская икона
Знаменитая почская икона располагается в юго-западном углу собора – недалеко от главного портала. Икона Богоматери была заказана венгром Ласло Шигри в 1676 веке в селе Поч в знак памяти об освобождении от турецкого плена.
Икона прославилась огромной чудотворной силой. В 1696 году она была вывезена императором Леопольдом I в Вену: в селе осталась копия, которая тоже считается чудотворной.
Орган
В соборе Святого Стефана находится самый крупный в Австрии орган. Он был создан в 1960 году в качестве замены разрушенного пожаром. Он насчитывает четыре ряда клавиатур, 10 000 труб и 125 регистров. Музыкальный инструмент выглядит очень внушительно.
Помимо главного органа, имеется средний инструмент, расположенный на мессах в южной части, 1991 года. Количество регистров – 55.
В северной части можно увидеть каменные хоры, изготовленные скульптором Антоном Пильграмом в 1513 году в позднеготическом стиле. У основания находится бюст скульптора.
Капеллы
В интерьере насчитывается шесть капелл:
- Святой Катерины,
- Святой Варвары,
- Святой Элигии,
- Святого Варфоломея,
- Святого Валентина,
- Часовня «Крест».
Ценнейшие реликвии хранились в капелле Святого Валентина, созданной в 1440 году. Она располагается в правой части от портала на верхнем ярусе башни в романском стиле. После 1933 года некоторые реликвии были перенесены в музей, организованный при соборе.
В настоящее время в капелле находятся мощи Святого Валентина, лоскут скатерти Тайной Вечери и черепа святых Дамиана и Космы.
Колокола
Огромная звонница насчитывает 23 колокола. Самый большой из них находится в северной башне – Новый Пуммерин весом 21 тонна.
Этот колокол был установлен в 1957 году в качестве замены поврежденного пожаром. В него звонят только по великим праздникам (11 раз в год). Ежедневно используют колокола южной башни, которые снабжены электрическим приводом.
Усыпальницы и катакомбы
Собор является местом захоронения правителей Рудольфа IV, Фридриха III, членов династии Габсбургов (так называемый «герцогский склеп»), а также полководца Евгения Савойского.
Особой роскошью отличается надгробие императора Фридриха III, созданное Никласом Герхертом ван Лейденом: верхняя часть скульптуры высечена из красного мрамора.
Подземные кладбища, в которых хоронили обычных горожан в 18 веке, расположены под восточными частями здания. В епископском склепе похоронены высшие представители австрийской церкви.
Смотровая площадка
Непременно стоит подняться на смотровую площадку в Южной башне — к ней ведут 343 ступени. Сверху открывается незабываемый вид на всю Вену!
Фото: Иванова ЕкатеринаФото: Иванова Екатерина
Что посмотреть в Вене
Дворец Шёнбрунн в Вене
Шёнбрунн в Вене — символ «золотого века» Австрии, одна из самых красивых резиденций монархов на всем континенте. Искусное оформление сада, парк, зверинец, летний дворец Габсбургов …
Дом Хундертвассера в Вене
Парк Пратер в Вене
Парк Пратер в Вене — это более шести квадратных километров развлечений, ярмарок, зеленых зон для семейного отдыха, которые имеют для австрийской столицы особое значение. Именно зде…
Дворец Хофбург в Вене
Хофбург в Вене — один из величайших памятников европейской архитектуры времен Австро-Венгерской империи. Удивительно, но для наших туристов Австрия — и Вена в частности — остается …
Дворец Бельведер в Вене
Бельведер в Вене — это не только образец европейской изящной архитектуры XVIII века, но и первый на континенте альпийский сад, собравший более четырех тысяч растений региона. Сегод…
Смотреть все
Источники
- Monuments database
- ↑
- Власов В. Г.. Вена, венская школа // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 451
- Austria. Paris: Michelin et Cie, 1997, p. 345
- . Союз православных журналистов. Дата обращения: 28 февраля 2019.
- (нем.). Vienna.At. Дата обращения: 28 февраля 2019.
- . m24.ru. Дата обращения: 11 августа 2020.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
- В том числе дважды в праздник Тела и Крови Христовых
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
- Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350 — 1550. — М.: Искусство, 1980. — С. 231-232
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 октября 2007.
Архитектурные особенности
Грандиозная достопримечательность выстроена в стиле классической готики — почти 110 м в высоту дополняются башнями, взмывающими над крышей на 30 м.
Собор отличает четкость и строгость форм, характерная для поздней готики: острые и высокие башни, зубцы, тонкая резьба — своеобразное «каменное кружево». Тем не менее сохранились и некоторые черты романской архитектуры. Особенно интересно выглядит знаменитая мозаичная крыша с выложенными орлами — гербовыми символами Австрии.
Не уступает по своему великолепию внешнему виду собора и его внутреннее убранство. Традиционно вместительный главный зал богато украшен, а на окнах можно увидеть знаменитые цветные витражи.
История собора Святого Стефана
Первая небольшая приходская церквушка в романском стиле появилась на этом же месте в XII веке, а в следующем столетии ее расширили и построили западную стену с порталом. Несмотря на то, что церковь Св. Стефана несколько раз страдала от разрушений, многократно достраивалась и перестраивалась, западная романская стена частично сохранилась и в современной версии собора:
В начале XIV века, во времена правления Альберта I и Альберта II церковь опять решили дополнить, но теперь уже в восточном направлении. Так появились хоры, которые до сих пор составляют восточную часть собора и называются Альбертовы хоры:
А в 1359 году Рудольф IV положил начало грандиозной перестройке собора в стиле готики. Перестройка подразумевала сохранение западного романского фасада и Альбертовых хоров, а южная и северная стороны сооружения должны были расширить внутреннее пространство, поэтому их стали возводить снаружи стен действующей в то время церкви.
Строительство начали с южной башни и завершили ее возведение только в 1433 году:
Высота башни 136, 44 м. Поэтому рассмотреть ее всю, стоя у стен собора практически нереально. Вот моя попытка сфотографировать южную часть Stephansdom:
Есть башня и c северной стороны собора, которая появилась позднее. Работы по возведению этой колокольни начались в 1450 году, потом приостановились в начале XVI века, и завершили строение только в 1579 году ренессансным куполом.
Уже в XX веке в послевоенные годы, когда и Вену, и собор восстанавливали после разрушений, северную колокольню перестраивали еще раз, так как ее верхняя часть обрушилась вместе с колоколом «Пуммерин».
Архитектура собора
Храм построен в ярко выраженном готическом стиле
В первую очередь привлекают внимание высокие острые шпили по всему внешнему периметру собора, из-за которых местные жители иногда называют его «нашей колючкой». Еще одно ласковое прозвище Stephansdom – Штеффи
Вокруг здания собора установлено множество статуй и фигур. Одна из скульптур изображает Святого Иоанна Капистрана, который активно ратовал за нападение на Турцию.
Яркая черепичная крыша собрана из 230 000 плиток и похожа на гигантский пряничный домик. Часть кровли выложена цветной черепицей в виде геометрического узора, напоминающий голографический рисунок.
Часть крыши занимает изображение двух гербов – Австрии и Вены. На одном из них вы увидите цифру 1831, а на другом – 1950. Они означают даты завершения кровельных работ.
Чтобы панно не портилось от непогоды, угол наклона кровли в некоторых местах составляет 80 градусов. Таким образом, снег и вода не задерживаются на крыше и моментально стекают вниз, не успевая навредить черепице.
Литература
- Bermann, Moriz. Der Wiener Stefans-Dom und seine Seenswürdigkeiten in Geschichte, Kunst, Legenden- und Sagenbilde. Wien, Pest, Leipzig., 1878.
- Kurt, Hielscher. Österreich. Landschaft und Baukunst. Berlin-Zürich., 1928.
- Wasnuths. Lexicon der Baukunst. 3-4 Band. Berlin., 1929.
- Wien. Geschichte, Kunst, Leben. Wien., 1943.
- Ulmann, Ernst. Die Welt der gotischen Kathedrale. Berlin.,1981.
- Architektur des Mittelalters: Funktion und Gestalt. Weimar., 1983.
- Wien: . Texte von Peter Pötscher. Frankfurt am Main., 1989.
- Conrad, Dietrich. Kirchenbau im Mittelalter: Bauplannung und Bauausführung. Leipzig., 1990.
- Сененко М. С. Вена. М., 1970.
- Грубер, Райнхард Х., Кафедральный собор св. Стефана в Вене. Вена., 2002.