Собор святого петра в риме

Строительство

Строительство нынешней базилики, которая заменила старую Базилику Святого Петра, существовавшую с 4-го века нашей эры, началось 18 апреля 1506 года и продолжалось до 18 ноября 1626 года.

Тогдашний Папа Николай V поручил реставрацию базилики Бернардо Росселлино, который хотел снести старую церковь и построить новую.

Папа Николай V одобрил эту идею, но вскоре после начала ее реализации скончался.

И тогда, в начале 1500-х годов папа Юлий II принялся за реализацию проекта расширения и перестройки церкви. Он решил , что это должно быть настолько великое сооружение, которое превзойдет все языческие и уже существующие христианские храмы. А главное это поможет усилить влияние и распространение католицизма.

Создание достаточного пространства для погребального памятника стало одной из главных причин, побудивших папу Юлия II поручить строительство новой базилики. Следовательно, Браманте был архитектором, ответственным за проект.

Схема собора Святого Петра.

Строительство началось в 1506 году, но между 1513 и 1514 годами папа Юлий II и Браманте умерли, оставив сооружение с 4 огромными колоннами для поддержки купола.

Следующий понтифик, Лев X, поручил Рафаэлю продолжить проект, но молодой художник умер в возрасте 37 лет, и его проект не был реализован.

Важно отметить, что базилика Рафаэля должна была иметь форму латинского креста с элементами интерьера, состоящими из игры света и тени

Базилика Сангалло

После смерти Рафаэля Антонио да Сангалло стал главным архитектором фабрики Сан-Пьетро с 1520 по 1546 год.

Однако в то время церковь испытывала экономические трудности.

Сангалло продолжал работать над поэтажным планом Браманте, чтобы покрыть поверхность старой базилики.

Согласно проекту, площадь планировалось превратить в священную землю, и Лев X хотел включить ее в новое здание.

Для этого мастер расположил фасад между двумя колокольнями и соединил их с главным зданием церкви притвором.

В настоящее время модель находится в одном из восьмиугольников базилики, расположенном над четырьмя большими угловыми часовнями.

Купол собора Святого Петра

После смерти Сангалло его сменил Микеланджело Буонаротти. Флорентийскому художнику было уже за 70 лет, и он несколько раз отказывался от предложения поработать над проектом, пока папа Павел III не вынудил его принять его. Микеланджело не очень понравилась работа его предшественника и решил снести несколько частей, которые были построены до его прихода. Мастер вернулся к первоначальному плану Браманте и спроектировал огромный купол (купол) как центральный элемент нового сооружения.

Максимальная высота купола составляет 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики-117,57 м, а внутренний диаметр-41,5 м. Также общий вес составляет 14 тысяч тонн

Микеланджело был вдохновлен куполом Флорентийского собора и Пантеоном, спроектированными Брунеллески. Когда он умер, в Новой базилике не хватало угловых часовен, фасада и купола, из которых были закончены только колонны и барабан. В 1587 году Джакомо делла Порта стал ответственным за завершение купола вместе со своим помощником Доменико Фонтана. После двух лет работы купол был окончательно достроен.

Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини

Проект перешел в руки Карло Мадерно в 1603 году, когда еще существовал аналог старой базилики.

Кроме того, было много людей, которые выступали против сноса старой базилики. Однако папа Павел V решил убрать старые стены, в то время как Мадерно расширил восточное крыло нового здания, покрыв таким образом поверхность старой церкви. Эта реконструкция привела к тому, что фасад был расположен гораздо дальше вперед.

Таким образом, чтобы соединить его с шедевром Микеланджело, Мадерно построил трехнефное сооружение.

Это главная причина, по которой новая базилика приобрела форму латинского креста.

Согласно проекту Микеланджело, купол располагался гораздо дальше от входа.

Фасад был слишком плоским, чтобы купол мог оставаться устойчивым, и его обрамляли две колокольни.

Кроме того, Бернини и Мадерно преуспели в строительстве башен, так как основная почва была слишком мягкой.

В 1626 году было начато строительство собора Святого Петра.

Базилика сегодня

Собор Святого Петра традиционно является местом паломничества для многих тысяч верующих и центром массового потока туристов.Литургии возглавляет лично Папа Римский, которые проходят в течение всего года собирая аудиторию в 15 тысяч человек внутри собора и более 80 тысяч на самой площади Святого Петра.Собор наделён статусом «Главной Базилики», который присвоен только четырем базиликам в мире.Все они расположены в Риме.

Собор Святого Петра.unsplash.com(Егор Мызник)

История Собора Святого Петра

Собор построен в честь христианского мученика Петра, который еще в I веке нашей эры принял смерть за веру. В 64 году н. э., в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище.

Вскоре могила апостола стала объектом паломничества. Признавший христианство римский император Константин повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику. Сооружение получилось огромным: 64 на 119 метров. Дело в том, что многие праведники желали быть погребенными рядом с апостолом, поэтому все пять нефов храма служили заодно и кладбищем.

Простояла на этом месте базилика более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, Папа Римский Николай V в 1452 году приказал начать строительство грандиозного нового собора. От старого здания почти ничего не сохранилось, кроме мощей, кованых ворот, перекочевавших в новый собор скульптур и отдельных фрагментов мозаик. После смерти Николая V в 1455 году работы были приостановлены. С тех пор подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение храма ушло еще около 170 лет.

В 1506 году архитектор Браманте взялся за переделку всего здания, замыслив увенчать его огромным куполом. Храм, задуманный Браманте, должен был представлять собой равносторонний крест. Но в 1514 году Браманте умер, и работы были поручены Рафаэлю. Он предложил вытянуть базилику в длину и сделать из нее латинский крест. Однако в 1520 году скончался и Рафаэль, а после его смерти в проект опять были внесены изменения: от идеи большого купола решили отказаться, отдав предпочтение элементам готики.

В 1546 году Микеланджело, которому уже перевалило за семьдесят, взял на себя руководство строительством и возобновил возведение купола. Мастер раскритиковал всех предшественников и вернулся к первоначальному плану Браманте — только немного изменил купол и подправил столбы под ним. Однако и от микеланджеловской версии мало что осталось: в нетронутом виде сохранилась только наружная часть апсиды, на которую простым смертным и посмотреть-то невозможно. Все остальное — включая пресловутый купол, проглядывающий решительно на всех римских видах, — после его смерти подкорректировали Виньола и Джакомо Делла Порта. Наконец фасад с портиком достроил в начале XVII века Карло Мадерна, площадь перед собором доделал через пару десятков лет Бернини, а интерьер потом обустраивали еще целое столетие.

18 ноября 1626 года собор наконец-то был освящен папой Урбаном VIII.

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту Донато Браманте (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514 гг.) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

Советуем ознакомиться

Как подняться на купол Собора Святого Петра

Куполоне – именно так называют римляне соборный купол. Его видно из многих уголков Вечного города, с него открываются незабываемые панорамные виды на Ватикан и исторический центр. Он уже давно считается символом Рима, хотя и находится на территории другого государства. Безусловно, забраться на него и получить массу положительных эмоций мечтает каждый, однако 39rim.ru предупреждает, что осилить путь под силу далеко не всем. Наверх ведет 551 ступенька, а лифт помогает подняться лишь частично. Далее придется преодолеть 320 ступенек по тесному проходу с крутой спиральной лестницей и наклонными стенами. Между двумя подъемами вас ожидают виды на собор с высоты и уникальный мозаичный фриз в непосредственной близости.

Внимание! Сердечникам, людям преклонного возраста и крупного телосложения, беременным женщинам, и тем, кто страдает клаустрофобией или болезнью суставов, лучше будет воздержаться от путешествия на купол. Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое

Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже)

Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое. Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже).

Спуск с купола осуществляется по другой лестнице. Промежуточная остановка – на широкой террасе, расположенной на крыше собора. Здесь есть кафе, фонтан, туалеты, почтовое отделение Ватикана, откуда рекомендуется отправить себе или близким открытку, а также сувенирный магазинчик. С близкого расстояния можно увидеть ряд статуй святых в полный рост, рассмотреть коринфские колонны и сам купол, полюбоваться площадью святого Петра.

Что посмотреть внутри Собора в первую очередь

Главные достопримечательности собора, которые стоит обязательно посетить:

  1. Пьета Микеланджело.
  2. Капелла Святого Себастьяна.
  3. Балдахин Бернини.
  4. Соломоновы колонны.
  5. Кафедра.
  6. Бронзовая статуя Апостола Петра.
  7. Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.
  8. Гроты Ватикана.
  9. Некрополь.
  10. Могила Святого Петра.

Немного о каждой из них…

Пьета Микеланджело

Скульптура скорбящей Девы Марии с мёртвым телом Иисуса Христа на руках.

Пьета – грандиозная скульптурная композиция, передающая глубокую скорбь матери, связанную с гибелью сына.

Произведение Микеланджело помещено за пуленепробиваемым стеклом.

Пьета Микеланджело.

Капелла Святого Себастьяна

Капелла Святого Себастьяна расположена в правом нефе собора.

В часовне можно увидеть:

  • могилу папы Иоанна Павла II (период служения на Святом Престоле: с 1976 по 2005 год);
  • мемориальная скульптура понтифика Пия XI – основателя города-государства Ватикан.

Капелла украшена мозаикой Пьеро Паоло Кристофари по эскизам Доменикино.

В своде находится мозаика Пьетро да Кортоны. 

Капелла Святого Себастьяна.

Балдахин Бернини

Балдахин (киворий) – навес, расположенный над главным алтарём собора Святого Петра.

Балдахин изготовлен из позолоченной бронзы и опирается на четыре 20-ти метровые колоны в форме спирали.

Высота балдахина – 29 метров.

Балдахин Бернини.

Соломоновы колонны

Мраморные Соломоновы колонны были привезены в Рим в IV веке императором Константином.

Колоны взяты из второго Храма Соломона, стоявшего в Иерусалиме (586 г. до н.э. – 70 г. н.э.) на Храмовой горе.

Интерьер древней базилики украсился несколькими колоннами как разделяющей частью пространства.

Соломоновы колонны.

Кафедра

Внутреннее убранство собора украшает одна из главных достопримечательностей – кафедра.

Шедевр архитектора Джованни Лоренцо Бернини выполнен из бронзы.

Кафедра размещается за главным алтарём храма.

Реликвийный трон был подарен франкским королём Карлом II папе Иоанну VIII в честь своего коронования.

Сложная скульптурная композиция представляет парящий в воздухе трон, который держат снизу фигуры святых: Иоанн Златоус, Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский и Афанасий Великий.

Кафедра Святого Петра.

Бронзовая статуя Апостола Петра

Статуя Апостола Петра расположена в одном из последних пилонов центрального нефа.

Выполнена статуя итальянским скульптором Арнольфо ди Камбио в XIII — XIV веках.

Скульптура представлена в виде трона, на котором восседает святой Пётр. В левой руке апостол держит ключи от Рая, а правой – благословляет всех верующих.

29 июня в день памяти Апостола статую облачают в одежду.

Бронзовая статуя Апостола Петра.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

«Преображение» — последняя работа Рафаэля Санти, выполненная в 1518-1520 годы.

При папе Клиементе VII заказал картину для французского собора. Однако, Рафаэль не успел закончить картину, работу завершили его ученики.

Оригинал находится в пинакотеке Ватикана.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.

Гроты Ватикана

Расположены пещеры на глубине трёх метров.

Что можно увидеть в гротах Ватикана:

  • усыпальницы пап римских;
  • могилы императоров, кардиналов и представителей королевских семей;
  • часовни для проведения погребальных обрядов.

 Вход в гроты открывается через спуск с левой стороны алтаря собора.

Гроты Ватикана.

Некрополь

Некрополь – древнеримские захоронения под собором Святого Петра.

Размещается кладбище мёртвых ниже уровня священных грот, под храмом.

Древние римляне строили склепы, погребальные камеры под землёй вдоль консульских дорог.

Некрополь.

Могила Святого Петра

В 1939 году по приказу папы Пия XII под храмом проводились археологические раскопки захоронений. В результате был обнаружен древний некрополь.

В ходе работ было найдено мраморное хранилище. В маленьком склепе некрополя в 1953 году в нише стены обнаружились фрагменты костей, соответствующие скелету 70-летнего мужчины крепкого телосложения. Это и были останки апостола Петра.

Мощи в древней базилике были перенесены надзирателем из могилы в нишу и укутаны пурпурной тканью, с целью их сохранения от приливов реки Тибр в хранилище.

Сейчас останки Петра расположены в гробнице «Исповедальня Святого Петра». 

Гробница Святого Петра.

Интерьер

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра

XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина

работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 мбалдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церквикресло св. Петра , над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры —надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева —надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

  • Балдахин
  • Кафедра Святого Петра
  • Неф базилики
  • Статуя Св. Петра
  • Трон Св. Петра и Слава

Правый неф

В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета»

. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшаякапелла Распятия (или Реликвии) , в которой хранится великолепноедеревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находитсянадгробие маркграфини Матильды Тосканской (или иначе Каносской) работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.)Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой —надгробие Григория XIII ; барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.)надгробие Климента XIII .

  • Гробница Матильды Тосканской
  • Ватиканская пьета

Левый неф

  • Памятник последним Стюартам
  • Памятник Марии Собесской
  • Памятник папе Иннокентию XII

Надгробие Александра VII

работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайолонадгробие Иннокентия VIII , это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы —надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт .

Как проходит экскурсия в собор Святого Петра

Эта базилика — целый комплекс сооружений, ведь не зря это крупнейший христианский храм в мире. А потому будьте готовы, что экскурсия в собор Святого Петра (включая осмотр площади, фото и селфи) займете у вас не меньше часа. А лучше и все 1,5 – 2 часа. Забежать в этот храм на минуточку не удастся. Хотя бы потому, что сначала придется отстоять огромную очередь.

Площадь собора — место для верующих

Собор Святого Петра в Риме имеет огромные размеры — длину в 211 метров и высоту в 136 метров. Но даже при таких размерах все желающие не могут поместиться внутри, поэтому было создано дополнительное пространство. В середине 17 в. Джованни Бернини выполнил заказ Папы и начал строить огромную площадь, располагающуюся напротив собора.

Площадь Святого Петра — лучшая панорама базилики открывается отсюда!

Очередь в собор, окольцовывающая площадь. Стоит прийти пораньше, не правда ли?

Площадь — одно из самых узнаваемых мест в Риме (несмотря на то, что это другое государство, на минуточку!). Большинство экскурсий по собору Святого Петра начинаются именно из этой отправной точки. Ближе к полудню огромная очередь как будто окольцовывает площадь слева направо. Чтобы добраться до заветной «рамки» металлоискателя, придется отстоять около часа.

Вход в храм — запрещенные предметы и одежда

На входе в Ватикан стоят металлоискатели, поэтому лучше не брать с собой колющие предметы (ножнички, пилочки и прочее). А также режущие — например, любимый нож Victorinox, который незаменим во время спонтанного пикника. Но в данном случае лучше отказаться от подобного аксессуара.

Есть требования для девушек и дам. При всей европейской демократичности католическая церковь в последнее время ревностно относится к внешнему виду. В Ватикане это достигло апогея. В 98% случаев вас не пустят в собор Святого Петра с открытыми плечами и коленями. Причем на декольте и прочие прелести ограничения не распространяются. Покрывать голову платком не требуется.

Такие правила действуют в «чужом монастыре», и к ним стоит проявить уважение.

Интерьер собора Св. Петра — что смотреть

Итак, предварительно отстояв длиннющую очередь на входе в Ватикан, вы, наконец, у заветной цели. Все еще не веря глазам, действуете пошагово. Для начала застываете у великой Пьеты Микеланджело, что у самого входа в Собор. И пусть она с недавних пор помещена за толстое стекло — подальше от вандалов и сумасшедших — это ничуть не убавило ее красоты, божественного величия и торжественной скорби.

Потом, словно в тумане (разум уже помутился от того, что только что ты стоял рядом с самой Пьетой!), осматриваете величественные усыпальницы Пап, знатных особ и надолго замираете в немом восхищении у величайшего творения Бернини — знаменитого Балдахина над главным Алтарем собора! Это основные шедевры собора Святого Петра, которые нельзя пропустить.

Если вы не прочь загадать желание, можно подойти с статуе самого Петра, прикоснуться к нужному месту (оно поблескивает от прикосновений) и попросить о наболевшем. Все обязательно исполнится и наладится! Остальное время лучше посвятить спокойному созерцанию величественного интерьера. Вдумчиво насладиться красотой храма, подойти к каждой ниже, полюбоваться на купол собора, восхититься игрой потоков света, пробивающихся сквозь витражи.

Правила поведения

На входе в собор действует металлоискатель и проверка сумок, поэтому постарайтесь оставить все подозрительные предметы в отеле или общественных камерах хранения, чтобы не задерживать очередь. Для посещения достопримечательности необходимо соблюдать дресс-код: закрыть ноги, руки и плечи, покрыть голову или снять головной убор (женщинам и мужчинам соответственно).

Фотографировать внутреннее убранство собора можно, но в отведенных для этого местах и без вспышки. Не надейтесь, что вам удастся сделать несколько запрещенных кадров: спрятаться от вездесущей охраны не получится, несмотря на огромную площадь сооружения.

Чтобы не нарушать правил поведения в католическом храме и не смущать других посетителей, при выходе в собор выключите мобильный телефон и постарайтесь не шуметь.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.

На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.

  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector