Топловский свято-троице-параскевиевский женский монастырь

«Что привлекло вас, братие?»

Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова. Если вдуматься: разве это не великая милость Царицы Небесной, что один ревностный архипастырь сберег христианское население, уведя его туда, где не было накала религиозной нетерпимости и где человек, исповедующий православную веру, мог открыто славить Христа? Разве это не благодаря Ее заступничеству за Крымскую землю появился здесь другой ревностный архипастырь, другая яркая личность – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) – и взял на себя труды по восстановлению Бахчисарайской обители? Дату основания древнего монастыря под Бахчисараем – то ли в VIII веке он был основан греческими монахами, бежавшими из Византии от преследования за почитание икон, то ли в XV веке поселились тут первые монахи, нам не узнать. Но что касается возобновления монашеской жизни при архиепископе Иннокентии, дата известна: открытие обители, получившей название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии, состоялось 15 августа 1850 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. К тому времени Крым уже был российским, и обитель в ущелье Марьям-Дере скоро снова стала духовным центром крымского Православия.

Русским Златоустом называли святителя Иннокентия – высокоодаренного ученого-богослова и проповедника, чьи проповеди были переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки. Проникновенное обращение Преосвященного к многочисленной пастве, собравшейся в тот памятный день поклониться списку чудотворной Бахчисарайской иконы, подтверждает его блестящий проповеднический дар. Вот из него фрагмент: «Где мы и что делаем? – спросил владыка. – Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе Своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе… Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии». После совершения Литургии святитель сообщил собравшимся очень важную вещь: посещая это место, люди будут находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину Святой Горы Афон. «…мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона», – сказал владыка. Далее произошло событие, которое спустя 170 лет не утратило свою значимость. Из среды священнослужителей выступили несколько человек в иноческой одежде и поверглись ниц перед архиепископом Иннокентием, прося его благословения на вступление в число братии Успенского скита. Таким образом число насельников новоустроенного скита неожиданно увеличилось…

До этого трогательного и символичного момента был другой – тоже символичный момент: провозглашение многолетия благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам. На престоле находился Николай I (вспомним: жестоко оклеветанный западными и российскими демократами, завистниками и недоброжелателями. Но те, кто «глубоко копал» в истории – глубоко и непредвзято, нашли немало ценных свидетельств, что Николай I свое правление ощущал, как исполнение долга Помазанника перед Богом)

Для братии нынешнего монастыря, как и для их предшественников, важно, что это святое место в разные эпохи посещали царственные и княжеские особы, начиная, к слову, с Екатерины II, разрешившей православным грекам перебраться в Россию вместе с митрополитом Игнатием. Была в монастыре и супруга Николая I Императрица Александра Федоровна

Был их старший сын Император Александр II – Царь-освободитель, великой заслугой которого стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. Несколько раз посещал монастырь Царь-мученик Николай II. В последний раз – 30 августа 1913 года. Список высочайших особ, в некоторой степени покровительствовавших обители, немалый. Их имена с портретами можно увидеть на официальном сайте монастыря в разделе «Гости».

Контакты

Адрес:

297652, Республика Крым, Белогорский р-н, с. Учебное (Верхняя Тополевка).

Проезд:

Из Симферополя:

  1. На автомобиле: Топловсий монастырь расположен в 70 км от Симферополя в Феодосийском направлении. Следует добираться до с. Тополевка, проехав г. Белогорск, не доезжая г.Старый Крым. В селе Тополевка по ходу движения направо будет указатель и поворот на монастырь. От поворота до монастыря 1,5 км пути.
  2. Своим ходом: в районе железнодорожного вокзала г. Симферополя находится Автостанция, откуда следуют автобусы направлением Феодосия, Судак, Коктебель, Керчь. Проезд оформляется до с.Тополевка, если через кассу нет ближайших рейсов до с.Тополевка, берется билет до с.Грушевка с просьбой к водителю сделать остановку на повороте на монастырь по с.Тополевка. От остановки до монастыря еще придется пешком либо на попутном транспорте пройти/проехать 1,5 км.

Если добираться из Феодосии, Судака вам надо соответственно направление на г.Симферополь. По ходу следования: не доезжая г.Белогорска, после г.Старый Крым. В селе Тополевка будет указатель на монастырь, по ходу движения слева поворот на монастырь. От поворота до монастыря 1,5 км пути.

+79787460968 (канцелярия, старший экскурсовод); +79782084240 (монастырская трапезная: заказ обедов для экскурсионных групп); +7 978 74 60968 (по вопросам Таинства Крещения)

Время для звонков:

с 11:00 до 14:00 и с 15:00 до 17:00 по московскому времени.

ЖИТИЕ СВ.ПРЕПОДОБНОМУЧЕННИЦЫ ПАРАСКЕВЫ

Житие святой равноапостольной преподобномученицы Параскевы повествует следующее: она родилась в Риме, в семье благочестивых христиан: Агафона и Политии. Они долгое время не имели детей, и, только после горячих молитв, Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева — пятница, греч.). Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина — Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н.э.) и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам — проповеди Евангелия.

С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда.

Тогда последовал новый приказ — бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву: «Раба истинного Бога, — просил он, — помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить Параскеву от евангельской проповеди, но, не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частица мощей св.прпмчц.Параскевы имеется и в обители.

Местные крымские жители твердо веровали, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля (по старому стилю) не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су — источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места.

И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением святой преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением — по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля по старому стилю) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник).

Топлы – родина Топловского монастыря

Село Топлы (с ударением на последний слог) сегодня известно под названием Тополевка, но именно Топлы дали название одному из самых святых мест Крыма – Топловскому монастырю. Хотя сам монастырь находится в посёлке Учебное, самое большое и известное село района всё-таки Тополевка. Оно находится на трассе Симферополь-Феодосия в Белогорском районе между Белогорском и Старым Крымом. Топлы – село с большой историей, но как часто бывает в Крыму, не православного населения.

В XVII веке, по имеющимся у историков свидетельствам, оно уже существовало, заселённое преимущественно армянами, которые поселились здесь раньше и создали колонию, хотя сложно сказать насколько это было давно и как к этому относились турецкие власти. Молчаливыми свидетелями этой эпохи являются две армянские церкви. Одна из них находится в самом селе и носит название Сурб-Саргиз (Святого Сергия). Полагают, что она уже существовала к середине XIV века, однако сейчас церковь находится в плачевном состоянии, лишенная крыши, обрушившейся в незапамятные времена. Вторая церковь находится за пределами села и называется Сурб-Урбат. Наличие двух церквей и несохранившегося монастыря свидетельствует о силе армянской общины в этих краях. Нельзя забывать, что недалеко, в Старом Крыму расположена ещё одна армянская святыня – монастырь Сурб Хач.

После завоевания Крыма русскими войсками Топлы пришли в упадок, так как все армяне покинули свои дома. К середине XIX века село снова заселяется, на этот раз православным населением, но преимущественно нерусским – болгары, греки, татары. К этому периоду (1864 год) относится открытие Топловского монастыря. Послевоенная миграция, которую затеяло Советское правительство в Крыму, изменила демографический лик населённого пункта и даже название. Теперь Топлы (с 1944 года) стали Тополевкой. Русские стали преобладающей нацией во всём Белогорском районе.

Небольшой посёлок Учебное, раньше носил название Верхний Топлу. Именно в этом населённом пункте находится объект нашего рассказа – Топловский женский монастырь.

Это интересно: Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Тихвине — разъясняем развернуто

Пятый день.

Придя на утреннюю службу, увидела, что матушка даёт благословение всем, кто заходит в храм. А у меня мысль, что я сегодня уеду. Подошла и я, но благословение меня не обрадовало. Вот слова матушки: «Я благословляю вас на сегодняшний отъезд. Нужно быть благодарной».

Общение членов группы «Альтаир» с матушкой Зинаидой

Моя интуиция меня не обманула. Благословение на отъезд понятно, а почему было сказано о благодарности — не поняла. Я отстояла всю службу. На завтрак я не пошла. Позже я поднялась на второй этаж к сестре Елене. Она сказала, что показала вчера газеты настоятельнице и рассказала о вчерашнем разговоре, т.е. о скрытых способностях человека и т.д. Газеты матушка сожгла, а результат известен. Сестра Елена вернула мне деньги за те дни, что было оплачено, я должна была находиться в монастыре ещё два дня. В то время у нас ещё не было мобильных, а муж в этот день не мог освободиться. А уезжать нужно было сегодня — так сказать приказ. Сестра договорилась с водителем, что бы он довёз меня до трассы, т.к. по дороге идти было не возможно, была слякоть из-за таяния снега. Вот и вся моя история, прожитая пять дней в монастыре. Я ничуть не сожалею о том, что мечта моя сбылась, я этого хотела давно. Вывод сделала один, никогда не нужно открываться незнакомым людям, тем более в монастырях. Побыть в «святом месте» десять дней мне так и не удалось.

С любовью к Вам, Светлана Сушкевич. Февраль, 2005 г. Топловский монастырь

Некоторые исторические события обители

Храм был выстроен еще в 1868 году. Впрочем, самая первая деревянная обитель на этой местности была возведена в 1796 году греками. Через некоторое время, в 1826 году, тут основали греческую школу. Впоследствии деревянную обитель снесли и в 1868 году на базе проекта архитектора И.Ф. Колодина воздвигли новый храм. С 1996 года в храме находятся святые святых православной матушки-Руси (в особенности крымского полуострова) – мощи Луки и чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая», которых так почитают все верующие. А в 2003 году обосновали женский монастырь.

У православия был нелегкий путь до достижения современного положения. В начальный период 20 века на почве народного смятения было сокрушено огромное число обителей и церквей. Отправлено в ссылку, приговорено к расстрелу и «затравлено» несметное количество православного духовенства и обычного верующего народа. Это не обошло стороной и знаменитейшие объекты Крыма. Но стоит заметить, что Симферопольский Свято-Троицкий собор непостижимым образом уберегся от сокрушения. Точно так же невинно пострадало великое множество церквей в период Великой Отечественной войны, а Свято-Троицкая обитель смогла уцелеть.

В 30-е годы ХХ века «верхи» хотели стереть с лица земли эту обитель, но им это не удалось. Это святое место избавила от уничтожения греческая община. За дальнейшее существование храма два священника отдали свои жизни. Одним из них был Епископ Порфирий (находился в первых рядах Крымской кафедры) и охранник церковного имущества Мезенцев Николай.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Рекомендовать место

20

4

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, действующий и по ныне, расположился в устье реки Черной в Крыму (Севастополь). Временем возникновения монастыря считается 8-9 век.

Согласно легенде, в создании монастыря сыграл большую роль римский епископ Климент, который принял христианство от самого апостола Петра. Он был сослан в Херсонские каменоломни за неповиновение императору Трояну, где продолжил проповеди каторжникам и высек первую церковь. Позднее он был казнен через утопление в море. Долгое время к месту казни приходили христиане и поклонялись святым мощам Климента.

На месте бывших каторжных каменоломен был построен мужской монастырь, который стоял под защитой крепости Каламита. Целью крепости была защита морского порта Авлита бухты Северной.

В состав монастыря входят церкви, как высеченные внутри скал, так и находящиеся на поверхности, всего их насчитывается восемь. Все церкви соединяются друг с другом с помощью ходов. Одна из церквей считается возведенной самим Климентом.

В монастыре можно побродить по пещерным церквям и кельям, посмотреть на древние алтари, престолы, скамьи, которые полностью высечены из камня.

История монастыря

История этого крымского храма берет свое начало в XIX столетии. Предание утверждает, что местный чабан (пастух), ежедневно поднимавшийся на гору для молитвенных песнопений, узрел молодого воина, который изящно восседал на белом жеребце. Очевидец не мог сдвинуться с места, пока образ не растворился, он чрезвычайно испугался происшествия и не сказал о нем никому ни слова. Однако видение повторилось спустя один год, но чабан все равно не стал об этом рассказывать.

  • Только на третий раз пастух, восходя на тоже место, пригласил старцев, чтобы они подтвердили чудесное явление. Мудрецы приметили юношу, стоявшего на камне, а молодой жеребец находился с хозяином рядом. Когда присутствующие перебороли страх и начали приближаться, видение исчезло. Подойдя к камню, старцы разглядели отпечатки ног святого юноши. Рядом они обнаружили полотно с изображением преподобного Георгия Победоносца.
  • С этого момента гора, где возникало сошествие небесного юноши на белоснежном коне, стало особенно почитаться местными жителями. Н. Джанбеков и Ф. Сазонов построили здесь на свои деньги небольшую часовню, которая посещалась истинными богомольцами. Вскоре возникла традиция ежегодно, 23 апреля, совершать крестный ход на вершину горы с иконой святого Георгия.
  • Полотно с изображением Победоносца исчезло из храма Иоанна Предтечи и появилось на том месте, где было обнаружено. Священнослужители вскоре совершили молебен и дали обет возвести здесь каменную церковь, в которой найдет покой икона преподобного. Храм воздвигли в 1857 на средства прихожан и богатого помещика В. Гущина, а 23 апреля его освятили во славу великомученика Георгия.
  • Икону Георгия Победоносца, найденную на Святой горе, торжественно перенесли в новоявленный монастырь. Вместе с ней здесь обосновался и тот самый камень с отпечатками ног преподобного Победоносца. Через девять лет рядом с главным строением воздвигли небольшую колокольню.
  • Архиепископ Иннокентий отправил запрос Священному Синоду, где говорилось о желании соорудить здесь монастырь. Таким образом, святитель стремился укрепить православие на территории крымского полуострова. Керчь, как удаленный город от центра, нуждался в подобной инициативе и имел достаточное значение для христианской общины. Именно здесь начинал свою проповедническую деятельность апостол А. Первозванный, а также строились первые крымские храмы.
  • В 1849 г. после смерти Иннокентия Синод дал разрешение на возведение монастыря, который, однако, не получал обеспечения от государства и выживал собственными усилиями. Эта киновия (церковная община) обладала 20 десятинами земли, которую пожертвовал керченский помещик К. Хамарито. К несчастью, большая часть угодий не была пригодна для обработки, поэтому доходы складывались из пожертвований, платных обрядов и процентов от капитала, созданного при основании.

На заметку! Наименование «Катерлез» происходит из татарского языка и означает на русском «всадник на коне». В обители хранится камень, на который, по преданию летописей и свидетельству немногих людей, опускался преподобный Георгий Победоносец.

На материале видны отпечатки ног святого, а также копыт животного, принадлежащего чудотворцу и защитнику христианства. Монахи утверждают, что остатки этого камня и по сей день творят божественные исцеления.

Святая гора почитается не только христианскими верующими, но и татарами Козской долины. В одной из легенд Крыма говориться, что в день памяти преподобного Георгия Победоносца коренное население поднимается на вершину и возжигает поминальные свечи.

Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь с. Войково

История

Основание монастыря

Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г.

Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.

Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.

Строительство монастыря

В последующие годы в монастыре кроме жилых и хозяйственных построек была построена больница с домовой церковью «Всех Скорбящих радосте», перестроена и расширена церковь Св. Параскевы и начато строительство большого Свято-Троицкого собора (по проекту В. А. Фельдмана). Монастырь имел мастерские и образцовое садовое хозяйство. Успехи монастыря во многом связаны с деятельностью его игуменьи Параскевы (Родимцевой), возглавлявшей монастырь до самой смерти и в годы его закрытия. В 2009 году игуменья Параскева была причислена к местным почитаемым святым. Её торжественную канонизацию в монастыре 11 июля 2010 года совершил митрополит Владимир. Монастырь имел подворья в Симферополе и Феодосии.

Закрытие монастыря

После установления Советской власти в условиях гонений на церковь, конфискаций и реквизиций, из монахинь монастыря была создана трудовая коммуна садоводов. Под этим прикрытием монастырь существовал еще несколько лет, формально коммуна выращивала фрукты, а по существу, ухаживая за садом, монахини продолжали обрядовую жизнь. Последним ударом по монастырю было решение о ликвидации сельхозартели «Женский труд» 7 сентября 1928 года. В декабре 1928 года скончалась настоятельница. В январе 1929 года солдаты НКВД насильно выселили всех монахинь под расписку о возвращении к прежнему месту жительства. Местные жители разобрали по домам многих старых и немощных монахинь. Священники и многие монахини, руководившие хозяйственной жизнью монастыря, были арестованы и погибли в лагерях. В то же время был взорван недостроенный Свято-Троицкий собор.

Возрождение монастыря

Возрождение монастыря началось в 90-х годах. 8 августа 1992 года состоялось первое богослужение на центральной площади монастыря. 8 июня 1993 года зарегистрирован устав монастыря. 20 декабря 1994 года монастырю переданы 10,76 га земли и постройки, которые в последние годы использовались пионерским лагерем.

Вывод.

Посещение монастыря осталось в моей памяти, как светлое и хорошее событие, поэтому могу всем с уверенностью рекомендовать, при возможности, посетить Топловский монастырь. 

По поводу целебных источников: я считаю, что прогулки по лесным горным тропинкам и окунания в ледяных родниковых источниках вне зависимости от святости места будут положительно сказываться на здоровье человека. Тем более, что чудесных исцелений на источниках монастыря, своими глазами, я не видел.

Не хочу сказать ничего плохого о монастыре, это лишь моё субъективное мнение. Я по натуре скептик, но в то же время я планирую посетить монастырь ещё не раз. Действительно очень хорошее и светлое место.

Желаю всем удачи и крепкого здоровья!!! Надеюсь моя статья окажется полезной для вас. Если есть какие-то дополнения к статье, не стесняйтесь — оставляйте комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector