Басманный. иоанно-предтеченский женский монастырь

История Иоанно-Предтеченского монастыря

Женская обитель была заложена в конце XV столетия. Историки предполагают, что ее основание связано с рождением будущего царя Иоанна Грозного, которого нарекли во имя Предтечи Крестителя Господня. Приближенность к правящему роду давала скиту существенные преимущества. Так, он никогда не имел нужды в деньгах, возводил много новых богатых храмов.

Иоанно-Предтеченский монастырь имеет богатую историю

За всю свою историю Предтеченский монастырь неоднократно оказывался на грани полного разрушения. Первый раз это произошло спустя два столетия после основания, когда он подвергся нападению польских интервентов. Позже женский скит дважды страдал от огня.

Видео «История Иоанно-Предтеченского монастыря»

Из этого видео вы узнаете историю Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

XIX век

Знаменитый московский пожар 1812 года стал трагическим для Иоанно-Предтеченской лавры. Тогда сгорели все постройки, за исключением одного храма. Успевшие вовремя сбежать монахини переправили часть церковных реликвий в Вологду, однако это не спасло скит от последующего упразднения. Единственной уцелевшей церкви присвоили статус приходской, а о монастыре забыли почти на пятьдесят лет.

Реконструкция началась только в 1860 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Именно он решил придать главному храму схожесть с флорентийской базиликой. Восстановленный к концу XIX столетия скит, стал единственным общежительным монастырем города. Его настоятельницей назначили игуменью Рафаилу, а обитель начала стремительно заселяться и процветать.

Советское время

К 1917 году лавра насчитывала больше 300 сестер. Во время Первой мировой войны они шили форму солдатам, а после революции – обмундирование красноармейцам. Так продолжалось чуть больше года, пока скит не упразднили. На его месте устроили «Ивановский исправительный дом на Солянке», а кельи заселили арестантами концлагеря. Строения, находившиеся на территории, почти все перешли к МВД, а насельниц арестовали или отправили в ссылку.

До 1927 года главная церковь существовала, как приходская, однако потом и она перешла во введение советской власти, став государственным архивом, а по совместительству – лагерным красным уголком.

Возобновление обители

Иоанновская лавра начала возрождаться с 1990 года. После частичной передачи зданий Русской Православной Церкви по сей день продолжается реставрация разрушенных сооружений и внутренней отделки храмов.

В 2002 году назначается первая игуменья, а монастырь приобретает статус ставропигиальный. С 2014 года настоятельницей становится Людмила Волошина.

Современное состояние

До сих пор значительная часть построек находится во ведении Университета МВД города Москвы. Из-за отсутствия должного ремонта исторические сооружения рушатся, что грозит полным их уничтожением.

Та часть, что перешла Русской Православной Церкви, продолжает активно восстанавливаться, а сама лавра вновь переживает период процветания. На ее территории работает иконописная мастерская и несколько швейных фабрик. Также при обители открыты просветительские курсы для монахинь.

Умение довольствовать малым

Существует легенда, согласно которой Иоанн Предтеча, родоначальник всех монастырей, завещал всем обителям, названным его именем, нищую долю и судьбу довольствоваться самым необходимым. Так и случилось – по крайней мере, монахи в центре Казани живут очень бедно, едва сводят концы с концами. И так было всегда, не только в наше время.

В середине XVIII в. к монастырю было прикреплено меньше сотни крестьян. Реформа 1764 г. едва не упразднила обитель, и архиепископу Луцек-Григоровичу стоило неимоверных усилий отстоять ее. Правда, государственное финансирование прекратилось, и монахам пришлось перейти на самоокупаемость. Настоятелями монастыря во все времена были выдающиеся высокообразованные люди. Архимандрит Иакинф, затем архимандрит Даниил – оба ученые-китаеведы. Большим авторитетом среди верующих пользовался настоятель Экзакустодиан, сумевший договориться с купцами о благотворительных взносах на строительства нового корпуса.

Упразднение монастыря

В 1919 году обитель была переделана под трудовую коммуну. А через несколько лет она была упразднена (монахини проживали в ней все это время). В 1922 году, как известно, в Петрограде был произведен захват епархиального управления. Сделали это сторонники обновленчества. Именно тогда община обители была присоединена к Петроградской автокефалии, после ссылки Симанского Алексия (архиепископа) ей руководил Ярушевич Николай. Однако 12 мая 1923 года он был арестован, а затем сослан. После этого при активном участии властей все монастырское имущество было отдано в полноправное пользование двадцатке. Так называлась обновленческая община. 19 мая 1923 года губисполком постановил, что Иоанновский монастырь на Карповке необходимо упразднить. Однако удалось это сделать только в конце осени, так как обновленческое руководство было категорически против.

Исторические сведения

К началу 17 столетия один из крупнейших городов России Астрахань привлекал переселенцев укрепленными районами, среди которых славился Кремль, Белый и Земляной город.

Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани

В Земляном городе выросло множество слобод вдоль речек Кутума и Криуши.

В реку Кутума впадала речушка Луковка, на берегу которой, на небольшом возвышении, на собственные средства митрополит Астраханский Саввати основал мужскую обитель.

Из летописи 1688 года следует, что к этому времени сама обитель уже существовала, в тот год было начато возведение храма Иоанна Предтечи.

Разразившаяся в 1692 году чума унесла жизни практически всех монахов, поэтому возведение Предтеченской церкви закончили только в 1697 году. Святые ворота с западной стороны монастыря украшала колокольня, состоявшая из 2-х ярусов.

Монастырские стены в форме квадрата были изготовлены из дерева, на каждом углу стояли маленькие башенки.

  • Для подавления мятежа, поднятого стрельцами в 1706 году, прибыли правительственные войска, которые расположились в стенах мужской обители.
  • Фельдмаршал Шереметьев, руководивший операцией, приказал сделать в стенах бойницы. Несколько раз правительственные войска отражали штурм мятежников, при этом пострадала часть построек Иоанно-Предтеченской святыни.
  • В начале 18 века губернатор Астрахани Волынский решил посягнуть на монастырскую казну, схватил архимандрита Иосафата и пытками пытался узнать, где хранятся ценности.
  • Господь помог архимандриту бежать, однако, в 1723 году губернатор добивается закрытия мужской обители, стараясь скрыть свои преступления, и размещает в святых стенах гарнизонный госпиталь. Несмотря на то что все монахи и служителя были разогнаны, в монастырских храмах шли богослужения, осуществляемые белым священником. К нему на помощь приехали два иеромонаха Спасской обители.
  • Четыре года астраханский епископ Вардаам (Леницкий) требовал возвращения святыни в епархию, в 1727 году добился своего.

Новый настоятель архимандрит Иларионам приложил огромные усилия, чтобы за 3 года своего наставничества возвести каменную ограду и корпус для проживания настоятелей.

Настоятель архимандрит Аркадий в 1937 освящает церковь Иоанна Воина, расположившуюся в здании монастырской колокольни.

1756 год — время настоятеля Аарона, при нем возводится небольшой храм святого образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», который в 1780 году присоединяется после переноса к Сретенскому приделу Рождества Иоанна Предтечи.

Историческое фото монастыря в начале ХХ века

Более чем за 100 лет храмовые постройки обветшали, их разобрали, и в 1895 году монастырскую площадь украшал собор Сретения Господнего с тремя престолами и двумя приделами:

  • святого образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»;
  • святителя Тихона Задонского.

Через четыре года все работы были завершены, в 1899 году Астраханский епископ Сергий (Серафимов) провел освящение нововозведенного храма, но без приделов, которые не были приняты строительной комиссией.

Целых 10 лет потребовалось для доработок, в сентябре 1909 года была освящена церковь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», а в 1910 году и левый придел Святителя Тихона Задонского.

К началу двадцатого века в обители проживало восемь монахов, пять послушников и игумен.

Святыни и престольные праздники

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями, к которым каждый год стекается множество паломников со всей России. Кроме почитаемых чудотворных образов и мощевиков, здесь также можно увидеть:

  • частичку Животворящего Креста;
  • образ Крестителя;
  • чудотворный список иконы Иоанна Предтечи;
  • частицу гроба святой великомученицы Елисаветы;
  • надгробную плиту схимонахини Марфы.

К главным престольным праздникам обители относятся:

  • 20 января – Собор Иоанна Крестителя;
  • 22 мая и 19 декабря – празднование архиепископа Мир Ликийских, святителя Николая Чудотворца;
  • 7 июля – рождение Иоанна Предтечи;
  • 21 июля и 4 ноября – празднование во имя иконы Казанской Божьей Матери;
  • 11 сентября – отсечение головы Крестителя;
  • 6 октября – зачатие пророка Иоанна.

Иоанновский монастырь известен хранимыми в нем святынями

Дивен Господь во святых своих. Знаем мы это

Иоанн Креститель

Ведаем и иное, что не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота своего в любых обстоятельствах, остается верным Христу и на протяжении веков питает окружающих истиною Правды.

Великое лукавому не подвластно, но смущать, пугать и вносить разброд, неразбериху и сомнения он может. Тем более, что прошел большую практику дел подобных, как в ветхозаветные, так и в наши времена.

Брань с многобожием, основной ставкой «врага мiра сего» — не прекратится до времен последних, и в том, что эта баталия через наши города, веси и души проходит — сомнений нет.

Христианство пришло в Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока по причине его человеколюбия и своего рода «гуманности», тем не менее многобожие, жертвы и идолы имели, как говорится, место быть.

Христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного, принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что Дажбог, Перун и прочие «боги», сброшенные равноапостольным Владимиром в Днепр, сразу преодолели пороги русского Иордана и наших душ.

Языческие традиции одним словом не перешибешь, да и в православном христианском опыте не было принято выкашивать всё дотла. Некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами.

Пожар и гибель построек

В 1756 г. по велению государыни в теплую церковь обители доставили и установили икону с фрагментом мощей святителя Германа. позднее этот образ стал единственной святыней монастыря, уцелевшей после пожара 1815 года, когда в Казани сгорело более тысячи домов. Погибли документальные архивы обители и большое количество имущества; уцелело лишь внутреннее убранство теплой церкви с иконой. В конце 20-х годов XIX в. монастырь восстановили и заново освятили.

До наших дней в первозданном виде дошла лишь Введенская пятикупольная церковь с традиционным для того времени оформлением фасадов и одноярусная колокольная с тремя рядами кокошников. Монастырю судьба уготовила немало испытаний, в результате которых главная церковь (Иоанно-Предтеченская) не сохранилась.

Архитектурная ценность этого храма была очень высокой; своей трехшатровой формой он напоминал Успенскую церковь в Угличе. В XIX в. храм сильно обветшал, его сломали и построили новый в 90-х годах, но и тот снесли через сорок лет. Не помогли даже многочисленные просьбы прихожан, просивших сохранить здание с такой необычной архитектурой. Несмотря на ряд изменений, произошедших в облике монастыря в разные периоды его существования, он по-прежнему остается ценным, заслуживающим внимания архитектурным ансамблем в центре столицы Татарстана.

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий…

Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него — «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.

Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего Промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.

До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник — наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24).

Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.
Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик.
В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он — Иоанн, есть начало начал монашества.

Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.

Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь — источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Знаменитые узники

Некоторое время в обители были захоронены основоположники секты хлыстов Иван Суслов и Прокофий Лупкин. Их могилы долго посещали московские апологеты веры, пока не случился судебный процесс над хлыстами в 1739 году, после чего могилы разрыли, а тела сожгли и пепел развеяли по ветру.

Одной из знаменитых узниц монастыря была зловещая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова), замучившая в подмосковном имении более 100 человек. Зверства длились в течение семи лет и прекратились лишь по личному вмешательству Екатерины II, только взошедшей на престол. Салтыкову судили гражданским судом в 1778 году и отправили отбывать вечное заточение.

В монастыре для нее соорудили специальную келью – вырыли глубокую яму, над которой возвели деревянную постройку без окон, только когда приносили еду, ставили свечу, это был весь свет, который она видела долгие годы. Во время монастырских служб ее подводили ближе к месту, откуда были слышны молитвы, корреспонденция и разговоры были под запретом. Так она провела 11 лет, после сделали небольшое послабление, переведя в келью с небольшим окошком, через которое с ней могли поговорить желающие.

Еще одной знаменитой пленницей была княжна Тараканова – дочь царицы Елизаветы. Проведя сорок лет за пределами России, вернувшись и поговорив с Екатериной II, она удалилась в Ивановский монастырь. Княжна проживала в обители с комфортом, в монашестве получила имя Досифея. Для нее была выделена келья в две комнаты с печью, в услужение была приставлена послушница, ежегодно из казны выделялась немалая сумма, поступали средства от многочисленных дарителей, большую часть пожертвований княжна тратила на милостыню и пожертвования. После смерти ее погребли в Новоспасском монастыре, надгробие появилось лишь через 100 лет и сохранилось до сих пор.

Это далеко не все тайны обители, узнать больше и побывать на службе сегодня может каждый желающий, посетив Ивановский женский монастырь в Москве. Адрес: Малый Ивановский переулок, строение 2.

Современное состояние монастырской жизни

Настоятель Петр понимал, что время антирелигиозной пропаганды сделало свое время, и силами братии стали всеми способами нести евангелие в мир. Священнослужители не ждали, когда жители начнут посещать богослужения. Они решили начать обращение к ним через телевидение, начав серию православных циклов программы «Фома». Во время передач любой человек может в прямом эфире получить ответ на заданный вопрос от самого игумена Петра.

Отец Антоний выходит к населению с миссионерскими беседами, а иеромонахом ведутся регулярные курсы «Евангельские чтения» двери для которых открыты в высших учебных заведениях и организациях города. Силами братии ведется благотворительная деятельность в интернатах, домах престарелых и малюток. Каждый желающий может посетить монастырскую библиотеку, книги в которую приносили сами горожане.

  • К 2008 году были заменены рамы в оконных проемах монастырских храмов. Церковь Введения Пресвятой Богородицы, после ремонта и покраски, впервые приняла молодых для Таинства Венчания.
  • Детвора и подростки в 2009 годы собрались на открытие центра «Боголепъ».
  • В середине лета 2010 лета в монастыре состоялось уникальное событие — пострижение в схиму схимонаха Митрофана, на то время первого и единственного схимника епархии Астрахани.
  • К 2011 году в кельях проживали четырнадцать насельников.

Интересно! Об истории Иоанна-Предтеченского монастыря в Астрахани можно прочитать в вышедшей в 2012 году книге Л. Бухтояровой «Длина дорогой в три столетия».

В воскресной школе обучается более двухсот детей, многие их стали участниками хоровой студии, а хор мальчиков «Воскресенье» известен далеко за пределами Астрахани.

Хор Иоанно-Предтеченского монастыря

Лауреат хорового пения хор братьев «Скимен» известен по всей России.

Ныне на богослужениях все чаще приходят молодые люди, целые семьи с детьми, прихожане принимают активное участие в жизни монастыря, оказывая бескорыстную поддержку. Только в 2013 году из келий переселили обычных людей, выделив им другое жилье, монахи смогли свободно вздохнуть, ибо жизнь мирян часто не соответствовала нормам православия.

К празднованию Воскресения Иисуса Христа в 2016 году на храмовых постройках устанавливается подсветка из 182 светильников.

К концу 2018 число насельников в мужской обители составило 12 человек, при этом не учтены послушники.

Единственный, действующий в 2019 году в Астрахани, мужской монастырь Иоанна Предтечи стал центром духовного возрождения края, куда на праздники собирает множество прихожан, откуда совершаются крестные ходы, как обереги края.

Открытый в 2005 году Николо-Комаровский скит стал частью хозчасти монастыря. Здесь занимаются:

  • разведением птицы;
  • выращиванием скота;
  • разведением элитного винограда;
  • уходом за большим садом и огородом и многими другими делами.

Скит, расположенный под Астраханью, славится по всему миру рецептурой церковного кагора.

Вся хозяйственная деятельность позволяет монастырской деятельности быть на самоокупаемости.

История становления обители

Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва

За время существования женского монастыря на Солянке — улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи — первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.

Строительство

Предтеченский женский монастырь — одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.

Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.

Монастырь был часто посещаем царями, особенно в праздник Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.

При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь — отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.

Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря

Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.

Советский период

Один из самых тяжелых периодов существования монастыря — советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.

Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.

Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.

Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи

В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.

Загадка истории

Ивановский монастырь в Москве — один из древнейших храмов не только столицы, но и православной Руси. Не сохранилось ни единого документа, хотя бы намекающего на время его строительства. Монастырская опись от 1763 года сообщает: «А когда оный монастырь построен, при котором государе, и по какой государственной грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет». Современные архитекторы и историки считают, что подворье возникло в 15 веке, о чем свидетельствует сохранившийся старинный фундамент.

Легенда о строительстве монастыря рассказывает, что Иоанов монастырь был построен по велению Елены Глинской, великой княгини, решивший воздвигнуть храм в честь рождения своего старшего сына Ионна. У истории есть продолжение – якобы рождение будущего царя сопровождала невиданная гроза с бурей, оттого и нрав у него был соответствующий – стихийный, а прозвище монарха – Темный.

Иоанно-Предтеченский монастырь был упомянут в завещании Василия I в 1423 году. В конце 15 века имение пришло в упадок, а недалеко от Владимирской церкви был построен женский монастырь.

По другому предположению Ивановский монастырь в Москве появился на рубеже 14-15 веков и выполнял оборонительные функции. Будучи построенным на возвышенности (Ивановской горке), он занимал лучшую позицию, обеспечивавшую безопасность Великому посаду и Ионно-Златоустинскому монастырю (уничтожен в 1930 году). Можно привести еще несколько аргументированных гипотез о времени появления обители, но достоверно узнать точную дату поможет только чудо или дальнейшие поиски археологов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector