Базилика санта кроче, флоренция

Комиссия

Оба сохранившихся распятия Чимабуэ были заказаны францисканским орденом . Их реформаторские, религиозные и социальные взгляды, основанные святым Франциском Ассизским , оказали глубокое влияние на изобразительное искусство в столетие после его смерти. Сын богатого торговца тканями, Фрэнсис отказался от своего наследства, чтобы заняться проповедью, когда ему было около двадцати лет. Он почитал бедность и глубоко ценил красоту природы. Византийские изображения имели тенденцию изображать Христа непобедимым даже в смерти. Образы, основанные на францисканских идеалах тринадцатого века, обычно усиливают его преклонение перед простотой и натурализмом, наполняя картины новыми ценностями гуманизма.

Церковь Санта-Кроче была третьей, построенной францисканцами на этом месте. Первый был начат в 1295 году, и именно там , учитывая его большие размеры, Распятие Чимабуэ, вероятно, висело над решеткой . Позже его разместили у северного трансепта , в ризнице и у входа на южном фланге.

История

Basilica di Santa Croce переводится как Церковь Святого Креста.

Была заложена в 1294 году на том месте, где раньше уже находилась церковь. Легенда говорит, что ту церковь заложил Франциск Ассизский – святой, основатель ордена францисканцев.

Сейчас Санта Кроче считается крупнейшей францисканской церковью в мире.

Архитектурные особенности

За 8 веков своей истории церковь много раз достраивалась и меняла облик. Но не было случаев, когда её перестраивали полностью.

Яркой особенностью этой готической базилики являются 16 капелл или часовен. Они созданы специальными перегородками здания или пристроены снаружи.

Капеллы строились по заказу богатых семей. Так, к примеру, одна из крупнейших – это капелла Пацци. Ее построил Брунелески. И это единственное здание, связанное с Пацци, которое сохранилось во Флоренции.

Пацци – знаменитый древний дворянский род, участвовавший в заговоре против Медичи.

Внезапная деталь фасада здания – звезда Давида. Немного странно для христианской церкви, не правда ли?

Дополнительный шик внешнему облику здания придает розовый мрамор.

Жутких денег стоила полная облицовка здания таким мрамором. Поэтому полностью покрыт им только Дуомо.

У все же остальных церквей Флоренции мраморное одеяние заканчивается, завернув за угол. И там начинается обычный кирпич. Для облицовки нанимались, архитекторы из разных стран. Отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.

Интерьер

Внутри здания нас ждут не менее интересные детали. Например, здесь готические арки вполне мирно соседствуют с деревянными перекрытиями.

По сути же, базилика представляет собой Пантеон, где захоронены флорентийские знаменитости.

Здесь находится множество гробниц рода Галилеев. На одной из них вы увидите надпись «Галилео Галилей». Это — дедушка учёного. Прах же Галилея-учёного хранится в стене.

Гробница Галилео Галилей

Интересно, что сразу после смерти ученого Папа высказывался против его захоронения в базилике, поэтому прах учёного был вынесен в специальную отдельную комнатку. Торжественно перезахоронили его в 1737 году. Саркофаг увенчан аллегорическими изображениями Геометрии и Астрономии.

Присмотритесь повнимательнее к памятнику поэта Никколини. Ничего не замечаете? Это практически статуя Свободы!

Могила политика Макиавелли украшена изображением Дипломатии. Известна надпись его надгробия, которая гласит, что нет эпитафии, которая была бы достойна такого человека.

Ещё раз повторюсь: здесь похоронено очень много знаменитых итальянцев.

Есть здесь и кенотафы. Например, кенотаф Данте Алигьери. Сам поэт похоронен в Равенне.

Росписи

Над фресками базилики Санта Кроче трудились лучшие мастера, начиная с Джотто и Джамболоньи.

Не менее впечатляющи и алтарные украшения, выполненные Донателло.

Над кафедрой, украшенной барельефами, посвященными святому Франциску, трудился знаменитый резчик Бенедетто де Майано.

Всю эту красоту вы наблюдаете при свете проходящим, через многочисленные витражи церкви, которые делают ее интерьер еще более привлекательным и заметно расширяют пространство.

На данный момент базилика больше похожа на музей. Сюда приходят насладиться работами великих художников и скульпторов.

Рядом с церковью находится автобусная остановка Magliabechi С3.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16

Изобразительное искусство

Алтарь и распятие

Ворота в саду с буквами «OPA» для ora pro animis («молиться о душах»).

Художники, чьи работы присутствуют в церкви, включают:

  • Бенедетто да Майано (кафедра; двери Cappella dei Pazzi, с его братом Джулиано )
  • Антонио Канова (памятник Альфьери)
  • Чимабуэ ( Распятие , сильно поврежденное наводнением 1966 года, сейчас находится в трапезной)
  • Андреа делла Роббиа (запрестольный образ в Капелле Медичи)
  • Лука делла Роббиа (украшение Cappella dei Pazzi)
  • Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Марсуппини; фриз Каппелла деи Пацци)
  • Донателло (рельеф Благовещения на южной стене; распятие в левой Cappella Bardi; Святой Людовик Тулузский в трапезной, первоначально созданный для Орсанмикеле )
  • Аньоло Гадди (фрески в капелле и алтаре Кастеллани; витраж в алтаре)
  • Таддео Гадди (фрески в капелле Барончелли ; Распятие в ризнице; Тайная вечеря в трапезной, считается его лучшим произведением)
  • Джотто (фрески капеллы Перуцци и правой капеллы Барди; возможно, коронация Богородицы , алтарь в капелле Барончелли , также приписываемый Таддео Гадди)
  • Джованни да Милано (фрески в капелле Ринуччини) со сценами жития Богородицы и Магдалины
  • Масо ди Банко (фрески в Капелле Барди ди Вернио), изображающие сцены из жизни святого Сильвестра (1335–1338).
  • Генри Мур (статуя воина в Primo Chiostro)
  • Андреа Орканья (фрески в значительной степени исчезли во время реконструкции Вазари, но некоторые фрагменты остались в трапезной)
  • Антонио Росселлино (рельеф Мадонны дель Латте (1478 г.) в южном проходе)
  • Бернардо Росселлино (гробница Бруни)
  • Санти ди Тито ( Ужин в Эммаусе и Воскресение , алтарь в северном проходе)
  • Джорджо Вазари (гробница Микеланджело) со скульптурами Валерио Чиоли, Иованни Бандини и Баттисты Лоренци. Дорога на Голгофу, нарисованная Вазари.
  • Доменико Венециано ( СС Иоанн и Франциск в трапезной)

После того, как настоящее время в Капелла Медичи церкви, но теперь разделены между флорентийской Галереи и Вальсеччи музея Багатти в Милане, является полиптиха от Лоренцо ди Никколо , в то время как послушник алтарем по Филиппо Липпи и пределле по Pesellino была написана для новициате часовни церкви .

Джотто Смерть Святого Франциска (начало 1320-х гг.) С удаленной наложением

В капелле Барди можно увидеть « Смерть Святого Франциска» Джотто , произведение, которое было серьезно отреставрировано в 19 веке; эти реставрации были позже удалены, чтобы изучить области, которые окончательно принадлежали Джотто, в результате чего части картины были потеряны.

История

Базилика Сан-Лоренцо считается вехой в развитии архитектуры эпохи Возрождения . Базилика имеет сложную строительную историю. Проект был начат около 1419 года под руководством Филиппо Брунеллески . Отсутствие средств замедлило строительство и вынудило изменить первоначальный дизайн. К началу 1440-х годов работала только ризница (теперь называемая Старой ризницей), так как за нее платили Медичи . В 1442 году Медичи взяли на себя и финансовую ответственность церкви. После смерти Брунеллески в 1446 году работа была передана либо Антонио Манетти, либо Микелоццо ; ученые не уверены. Хотя здание было в значительной степени завершено к 1459 году к тому времени, когда Пий II посетил Флоренцию , часовни вдоль правых проходов все еще строились в 1480-х и 1490-х годах.

К тому времени, когда здание было закончено, его планировка и детали уже не соответствовали первоначальному плану. Принципиальное отличие состоит в том, что Брунеллески предполагал, что часовни вдоль боковых проходов будут глубже и будут очень похожи на часовни в трансепте , единственной части здания, которая, как известно, была завершена по проекту Брунеллески.

Строительство

Оригинальный кирпичный фасад (до украшения эпохи готики 1860-х годов Никколо Матаса )

Базилика — самая большая францисканская церковь в мире. Наиболее примечательной особенности его шестнадцать часовен , многие из них украшены фресками по Джотто и его учениками, и ее гробницы и кенотафы . Легенда гласит, что Санта-Кроче был основан самим Святым Франциском . Строительство нынешней церкви, чтобы заменить старое здание, было начато 12 мая 1294 года, возможно, Арнольфо ди Камбио , и оплачено некоторыми из самых богатых семей города. Он был освящен в 1442 году папой Евгением IV . Дизайн здания отражает строгий подход францисканцев. План этажа представляет собой египетский крест или крест Тау (символ Святого Франциска) длиной 115 метров с нефом и двумя проходами, разделенными рядами восьмиугольных колонн. К югу от церкви находился женский монастырь , часть построек которого сохранилась.

В главном монастыре Primo Chiostro находится Cappella dei Pazzi , построенная в качестве капитула и построенная в 1470-х годах. Филиппо Брунеллески (который спроектировал и выполнил купол Дуомо) участвовал в его дизайне, который остался строго простым и лишенным украшений.

В 1560 году экран хора был удален как часть изменений, вызванных Контрреформацией, и интерьер перестроил Джорджо Вазари . В результате было повреждено убранство церкви, и большая часть алтарей, ранее находившихся на экране, была утеряна. По приказу Козимо I Вазари оклеил фрески Джотто и установил несколько новых алтарей.

Колокольня была построена в 1842 году, заменив более раннюю, поврежденную молнией. В нео-готическом мраморный фасад датируется 1857-1863. Еврейский архитектор Никколо Матас из Анконы спроектировал фасад церкви, добавив в композицию выдающуюся Звезду Давида . Матас хотел, чтобы его похоронили вместе со своими сверстниками, но, поскольку он был евреем, он был похоронен под порогом и удостоился чести.

В 1866 году комплекс стал государственной собственностью, поскольку правительство подавило большинство религиозных домов после войн, которые привели к независимости и единству Италии.

Museo dell’Opera di Santa Croce располагается в основном в трапезной , а также за пределами монастыря. Памятник Флоренс Найтингейл стоит в монастыре, в городе, в котором она родилась и в честь которого была названа. Брунеллески также построил внутренний монастырь, построенный в 1453 году.

В 1940 году, во время безопасного укрытия различных работ во время Второй мировой войны , Уго Прокаччи заметил, что из церкви выносят Бадийский полиптих . Он рассудил, что это было удалено из Badia Fiorentina во время наполеоновской оккупации и случайно повторно установлено в Санта-Кроче. Между 1958 и 1961 годами Леонетто Тинтори удалил слои побелки и краски со сцен в капелле Перуцци Джотто, чтобы показать свою оригинальную работу.

В 1966 году река Арно затопила большую часть Флоренции, включая Санта-Кроче. Вода попала в церковь с грязью, загрязнениями и мазутом. Ущерб, нанесенный зданиям и сокровищам искусства, был серьезным, на ремонт потребовалось несколько десятилетий.

Сегодня в бывшем общежитии францисканских монахов находится Scuola del Cuoio (Кожаная школа). Посетители могут понаблюдать, как ремесленники создают кошельки, бумажники и другие изделия из кожи, которые продаются в соседнем магазине.

Ремонт

Базилика проходит многолетнюю программу восстановления при поддержке Агентства гражданской защиты Италии. 20 октября 2017 года отель был закрыт для посетителей из-за падения кирпичной кладки, в результате чего погиб турист из Испании. Базилика была временно закрыта во время обследования устойчивости церкви. Министерство культуры Италии заявило, что «магистраты проведут расследование, чтобы понять, как произошел этот драматический факт и есть ли обязанности по техническому обслуживанию».

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

неф и напольное покрытие XII века

8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Санта-Кроче как пантеон[править | править код]

В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага. Сооружение увенчано аркой на двух колоннах.

Гробницы великих людей Италииправить | править код

В базилике находится множество захоронений и памятных досок известных людей Италии, среди них:

  • Леон Баттиста Альберти (архитектор, XV век).
  • Лоренцо Бартолини (скульптор, XVIII—XIX века).
  • Данте Алигьери (поэт, XIII—XIV века) — похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружённый в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию, одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на кенотафе).
  • Леонардо Бруни (гуманист, писатель и историк, XV век).
  • Витторио Альфьери (поэт и драматург, XVIII век).
  • Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) — уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; надгробие работы Джулио Фоггини (1737 год).
  • Никколо Макиавелли (мыслитель, XV—XVI века) — похоронен в 1527 году; надгробие выполнено Инноченцо Спинацци (1787 год); над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии.
  • Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV—XVI века) — гробница работы Джорджо Вазари (1570 год), над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру.
  • Джоаккино Россини (композитор, XIX век).
  • Гульельмо Маркони (лауреат Нобелевской премии 1909 года за создание беспроводного телеграфа, XIX—XX века).
  • Михаил Клеофас Огинский (белорусский и польский композитор, автор известного полонеза).
  • Энрико Ферми (выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года) — в базилике находится мемориальная доска.

Архитектура собора

Собор построен в готическом стиле и имеет форму т-образного креста с апсидой. Фасад выполнен из мрамора и украшен витражом «Снятие с креста», его создали по рисункам Лоренцо Гиберти. На самом верху установлен символ монахов-францисканцев, напоминающий цветок.

Над базиликой возвышается колокольня. Сам храм имеет три нефа и разделен мощными гранеными колоннами, держащими стрельчатые полуарки.

Интерьер

Центральный неф буквально залит солнцем, лучи которого пробиваются сквозь многочисленные окна, украшенные витражами, сохранившимися еще с XIV-XV веков. Высокий алтарь венчает «Распятие» работы Чимабуа, ниже которого установлен полиптих «Мадонна со Святыми». Под плитами пола находятся первые захоронения в базилике.

Когда-то стены храма были расписаны фресками, над ними работали самые талантливые художники, в том числе и Джотто. Когда на Флоренцию обрушилась чума, в базилике разместили лазарет. Фрески пришлось забелить с целью дезинфекции.

В соборе 18 часовен. Каждая из них знаменита своими росписями: капеллы Перуцци и Барди расписал Джотто, в капелле Барди к тому же сохранились интересные фрески со сценами жития Франциска Ассизского. В часовне Барди ди Вернио есть распятие работы Донателло, вырезанное из дерева. В соборе есть коллекция черепов.

В базилике проводятся богослужения, там есть специальная зона для прихожан, где установлены скамьи для верующих.

Музей

До XVIII века за собором был монастырь, часть его зданий не сохранилась. В XIX веке было решено перестроить оставшиеся сооружения под музей. Главной частью музейного комплекса стала трапезная монастыря, которую украшает «Тайная вечеря» Таддео Гадди.

На территории музея находится и подлинный архитектурный шедевр Возрождения капелла Пацци, сооруженная во внутреннем дворике, автором проекта был Филиппо Брунеллески. В музее экспонируются работы Донателло, Нери ди Бичи, Джамболоньи и других великих итальянцев.

Однажды на Флоренцию обрушилось страшное наводнение, и базилика, находившаяся в низине, была затоплена. Вода практически уничтожила самое ценное в убранстве храма — «Распятие», выполненное Чимабуэ.

Пантеон

В соборе похоронены многие известные люди Италии.

  • Данте Алигьери: великий итальянский поэт. В соборе установлен кенотаф (ложное символическое захоронение), на саркофаг склонилась фигура, символизирующая вечную скорбь.
  • Галилео Галилей: великий астроном и математик. Его надгробие, являющееся кенотафом (ложным символическим захоронением), венчает фигура самого ученого и аллегории Геометрии и Астрономии. Автор скульптур Джулио Фоджини.
  • Микеланджело Буонарроти: на саркофаге скульптор Вазари установил бюст великого живописца и внизу у подножья поместил аллегории трех видов искусства: Архитектуры, Живописи, Скульптуры.
  • Витторио Альфьери: драматург и писатель конца XVIII века: саркофаг создан в виде небольшого греческого храма времен античности, рядом женская фигура, символизирующая скорбящую Италию.
  • Джоаккино Россини: автор знаменитых опер «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль»: на саркофаге установлен монумент, у основания которого укреплены три таблички с названиями городов, где композитором были написаны основные произведения: «Пезаро», «Флоренция», «Париж».
  • Гульельмо Маркони: он получил Нобелевскую премию за изобретение беспроводного телеграфа.
  • Николо Макиавелли: известный мыслитель, живший в XV веке, служивший Борджиа и Медичи. В соборе находится кенотаф, над саркофагом установлена аллегорическая фигура Дипломатии.
  • Михаил Огинский: его полонез известен во всем мире.
  • Джованни Николинни: поэт, автор пьес. На его гробнице установлена скульптура Свобода поэзии, она является прообразом Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Как добраться

Базилика Санта-Кроче находится на одноименной площади Piazza di Santa Croce.

Точный адрес: Piazza di Santa Croce, 16.

  • Вариант 1

    Автобус:маршрут № C3 до остановки Magliabechi.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрут № C1 до остановки Verdi.

    Пешком:пройти 1 минуту до площади Санта-Кроче, откуда вы попадете в Базилику.

  • Вариант 3

    Автобус:маршруты № 14, 23 и C2 до остановки Agnolo.

    Пешком:пройти 5 минут по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi до Базилики.

Базилика Санта-Кроче на карте

Капеллы базилики

Кроме характерного для той эпохи трехнефного строения, базилика Санта-Кроче отличается наличием 16 часовен (капелл), расположенных в трансептах. Каждая из них представляет собой отдельную пристройку, и можно переходить из одной в другую, рассматривая старинную архитектуру и произведения великих мастеров: Джотто, Брунеллески, Донателло, Микелоццо и других.

Выделим самые интересные из них:

Капелла Барончелли — украшена витражами и фресками Таддео Гадди, статуями архангела Гавриила и Марии, а также Мадонны с младенцем. Отдельного внимания заслуживает красивый алтарь, полиптих к которому изготовил художник Джотто.

Капелла Барди — посвящена важным моментам жизни Франциска Ассизского, которые осветил на нескольких фресках художник Джотто. Кроме того, здесь находится деревянное распятие работы Донателло — результат его соревнования в мастерстве с другом Брунеллески.

Часовня Кастеллани — в эту часть базилики можно зайти, чтобы полюбоваться фресками Аньоло Гадди (сына художника Таддео Гадди).

Капелла Маджоре — еще одна часовня с работами А. Гадди, среди которых особенно выделяется фреска по мотивам легенды об обретении Святого Креста.

Капелла Ринуччини — хранит в себе одну из лучших работ Джованни да Милано с изображениями Марии Магдалины и Богоматери.

Часовня Медичи — известна полотнами художников эпохи Возрождения и терракотовым барельефом с изображением Мадонны работы Андреа Роббиа.

Другие капеллы также полны интересными произведениями искусства, и если вы располагаете временем, стоит посетить каждую из них.

Проход в Ризницу базилики Санта-Кроче находится около капеллы Медичи. Когда-то священники здесь отдыхали и готовились к проведению мессы. Сейчас же это помещение — маленький музей, где собраны работы учеников Джотто на тему распятия и воскрешения Иисуса Христа. Но главной достопримечательностью Ризницы считается старинное распятие руки Ченни ди Пеппо, известного как Чимабуэ, а также ряса и пояс самого Франциска Ассизского.

Станковая живопись

XIII век

  • Мастер Сан Франческо Барди (образ Святого Франциска (сер. XIII в.) в капелле Барди)
  • Чимабуэ (Распятие (ок. 1265) (англ.)русск. в трапезной, сильно повреждено наводнением 1966 г.)

XIV век

  • Джотто (полиптих «Коронование Марии» (итал.)русск. в капелле Барончелли (англ.)русск.; с участием учеников, в том числе Таддео Гадди)
  • Мастер Фильине (итал.)русск. (Распятие в главном алтаре)
  • Никколо ди Пьетро Джерини (англ.)русск. (центральная панель полиптиха в главном алтаре, в капелле Кастеллани)
  • Джованни дель Бьондо (англ.)русск.(полиптихи в капеллах Барди ди Вернио, Ринуччини и Веллути, часть боковых панелей полиптиха в главном алтаре)

XVI век

  • Аньоло Бронзино (картины «Христос в Лимбе» (1552) в музее и «Оплакивание Христа» в северном нефе)
  • Алессандро Аллори (картины «Вознесение Марии» и «Коронование Марии» в капелле Никколини и «Снятие с креста» в музее)
  • Алессандро Феи (англ.)русск. (картина «Бичевание Христа» в южном нефе)

Фото и описание

Церковь Санта Кроче — уникальный памятник, представляющий огромную историческую ценность не только благодаря чистоте выражения готического стиля, но также и из-за богатства хранящихся в ней произведений искусства. Создание базилики Санта Кроче (Св. Креста), одной из самых больших церквей города, приписывается гениальному мастеру Арнольфо ди Камбио, начавшему работать над ней с 1294 года. Работы продолжались до второй половины XIV века, но освящена она была только в 1443 году. Фасад с его тремя порталами, выполненный по проекту Н.Матаса, относится к XIX веку. Колокольня, датируемая тем же периодом (1847 г.), была построена по проекту архитектора Дж.Баккани. Вдоль левой стороны базилики идет портик из легких, почти воздушных арок.

Величественный интерьер состоит из трех нефов. Центральный неф отделен от боковых стройными пилонами восьмиугольного сечения, от которых устремляются вверх, как струи фонтана, остроконечные арки с двойным обрамлением. Красота церкви несколько пострадала от перепланировки, предпринятой в XVI веке. Церковь имеет перекрытие стропильного типа; в полу — старинные надгробные плиты по всему пространству нефов.

В трансептах находится несколько капелл, среди которых — Капелла Маджоре с фреской Аньоло Гадди «Легенда о Святом Кресте». (1380 г.). В алтаре — полиптих Джерини с изображением Мадонны со Святыми, а вверху — Распятие школы Джотто. Витражные окна датируются XIV веком.

Наиболее известные надгробные памятники расположены вдоль стен правого нефа: памятник Микеланджело работы Вазари (1579 г.), памятник Данте Алигьери скульптора Риччи (1829 г.), памятник Маккиавелли работы Спинацци (1787 г.) и памятник Галилео Галилею.

В правой части трансепта находится Капелла Кастеллани с прекрасно выполненными фресками Аньоло Гадди (1385 г.) на сюжеты из Жизни Святых. В алтаре — Распятие Джерини.

В глубине трансепта находится Капелла Барончелли с прекрасно выполненной в стиле готики фамильной гробницей и с нишей, украшенной фреской Таддео Гадди — Мадонна. На стенах — фрески того же художника на сюжеты из Жизни Девы Марии. Алтарный полиптих Коронация Девы Марии выполнен Джотто.

Портал работы Микелоццо ведет в Сакристию, где в Капелле Ринуччини можно восхищаться фресками с Жизнеописанием Магдалины и Девы Марии художника Джованни ди Милано. Прекрасен алтарный образ, выполненный Джованни дель Бьондо (1379 г.). Кроме выше перечисленных капелл, в церкви Санта Кроче есть еще капеллы, хранящие бесценные произведения искусства: Капелла Медичи, Капелла Велутти, Капелла Перуцци, Капелла Барди, Капелла Тосиньи, Капелла Пульчи.

Чем еще достопримечательна церковь Святого Креста

Помимо надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Статуя Данте на высоком пьедестале рядом с боковым портиком храма создана скульптором Энрико Пацци в 1865 году. Первоначально она находилась в центре площади Святого Креста, однако три года спустя площадь решили освободить для проведения спортивных мероприятий.

Атрибуция

Из-за отсутствия сохранившейся документации трудно с какой-либо степенью достоверности приписать неподписанные работы того периода. Происхождение Распятия часто оспаривается, но, как правило, считается, что он принадлежит Чимабуэ, основываясь на стилистических чертах и ​​упоминаниях как Вазари, так и Николо Альбертини . Это относительно примитивно по сравнению с его работами 1290-х годов, и поэтому считается, что оно относится к его раннему периоду. По словам Вазари, успех распятия привел к тому, что комиссии в Пизе , Тоскана , укрепили его репутацию.

Отвергая эти взгляды, Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле в 1903 году пришли к выводу, что распятие Санта-Кроче «в техническом осмотре … дает некоторое приближение к флорентийскому мастеру, но это скорее его время, чем сам мастер».

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Выводы

Огромная церковь! С фасада кажется небольшой, но на самом деле за фасадом скрывается множество отдельных помещений, большой внутренний двор и даже музей. Многим нравится даже больше, чем Санта Мария дель Фиоре.

Плюс – не таких огромных очередей. Площадь перед Санта Кроче тоже заслуживает внимания. Пройтись по Санта Кроче интересно, на посещение надо минимум час. Много знаменитых гробниц — Микеланджело, Галилей, Россини.

Любите посещать соборы и базилики? Или больше нравятся музеи, оживленные улицы? Хотя, в Италии церкви и музеи очень часто – «два в одном».

Мы расскажем вам еще больше про Флоренцию, Милан, и не только! Путешествия продолжаются, а значит ждите обновлений блога. Подписывайтесь, советуйте нас своим друзьям через социальные сети!

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector