Базилика санта-мария-маджоре в риме
Содержание:
- Содержание
- История создания
- Планируете поездку? Экскурсии в Риме
- Экстерьер Санта-Мария-Маджоре
- Капеллы
- Художественные особенности
- Капеллы и святыни
- Интерьер
- История строительства
- Интерьер
- Фасад Санта-Мария-Маджоре
- Капелла Альтьери
- О месте Церковь Санта-Мария-деи-Монти
- Все интересное о соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме
- Интерьер
- Фасад
- История постройки
Содержание
История создания
В одну из летних ночей 352 года до нашей эры, Римскому епископу Либерию приснился сон, в котором он увидел Пресвятую деву, приказавшую ему строить храм на том месте, где утром будет лежать снег. Наутро белоснежный снег покрыл Эсквилинский холм, об этом событии узнал папа римский.
Так в 352 году до нашей эры началось строение храма Санта-Мария-Маджоре. Со временем большинство римских пап принимали участие в реставрации храма. Он был расширен римским папой Сикстом lll. В 14 веке была возведена колокольня высотой 75 метров римским папой Григорием Xl. Так по сей день один из колоколов храма звенит ровно в 21:00, чтобы укрепить веру молящихся.
Также нужно отметить внутренний интерьер здания, он очень яркий и богатый. Внутри храма большое количество различных предметов архитектуры, которые оставили после себя римские папы.
Планируете поездку? Экскурсии в Риме
Приглашаем посетить одну из самых известных галерей Рима — Боргезе.
Экскурсия по античному Риму
Мы расскажем не только об античных памятниках архитектуры, но также поговорим о быте того периода, косметике, кухне и многом другом.
Осознайте тесную связь времен и углубите свои познания яркими историческими фактами.
Посетите самый важный католический собор на планете.
Экстерьер Санта-Мария-Маджоре
Значительные изменения в облик Санта-Мария-Маджоре начали вносить в IX в., и их было столь много, что перечислить все нет никакой возможности.
Кстати, почти всегда перечень проделанных работ увековечивали на стенах самой церкви. Если присмотреться, то на фасадах можно увидеть щиты с описанием реконструкции. Такие есть, например, на апсиде и прилегающих к ней стенах.
Главный фасад в том виде, который мы видим сегодня, спроектирован и отстроен архитектором Фердинандо Фугой в конце XVIII в. по заказу папы Бенедикта XIV.
Новый фасад скрыл более древний, украшенный прекрасной мозаикой XIII в. с изображением Христа Пантократора (правителя всего сущего) и сюжетами из легенды об основании базилики. Но ее можно рассмотреть, войдя внутрь.
Восточный фасад был создан архитектором Райнальди в 1673 году
Фуга решил переделать портик и надстроить над ним лоджию, которая получила название Лоджии Благословения, поскольку именно с нее понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы.
Над центральным порталом лоджии возвышается статуя Девы Марии с Младенцем, а позади нее – четыре статуи пап (возможно, это Бенедикт XIV, Григорий Великий, Сикст III и Пасхалий I).
Каждого входящего над порталами встречают херувимы, восседающие по бокам на треугольных фронтонах, и две статуи в центре – аллегорические воплощения целомудрия и смирения.
Справа находится кирпичная колокольня в романском стиле, являющаяся самой высокой в городе – она поднимается на целых 75 м, что примерно соответствует высоте 25-этажного дома! Колокольню построили к 1378 г. на месте старой, сильно пострадавшей от землетрясения.
Однако на этом ее страдания не закончились: из-за своей высоты башня во время гроз частенько притягивала электрические разряды, а потому ее приходилось постоянно реставрировать, пока в начале XIX в. папа Пий VII не распорядился установить наконец молниеотвод.
Мозаичная фреска Коронация Девы Марии (XIII в.) на полукуполе апсиды
Кстати, вплоть до XX в. на этой кампаниле висел отлитый еще в XIII в. колокол, который называли La Sperduta (потерянная). С этим связана еще одна легенда.
Когда-то давно на Эсквилинском холме жила слепая пастушка. И вот однажды вечером она потерялась. Тогда, чтобы помочь найти ей дорогу домой, горожане решили звонить с колокольни. Но женщина так и не вернулась.
По второй версии легенды потерялась слепая паломница, и в ответ на ее молитвы Мадонна подала сигнал колоколом. Возвратившись домой, благодарная паломница пожертвовала храму деньги и попросила, чтобы и впредь колокол звонил в то же самое время.
С тех пор ежедневно в 9 часов вечера с кампанилы раздается колокольный звон. А тот старый колокол находится сейчас в Музеях Ватикана.
Противоположный главному восточный фасад создал архитектор Райнальди в 1673 г., и он, быть может, производит даже более сильное впечатление. В центре – полукруглый выступ – апсида, где находится алтарь. Два поднимающихся над крышей купола по правую и левую сторону венчают самые большие капеллы собора.
Капеллы
Завершают убранство храма множество капелл, посвященные кардинала и папам, а еще старинный баптистерий. Все 3-и капеллы потрясают своим убранством.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina)
В 15-м столетии папа Сикст V наказал своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) сделать капеллу Самого Благословенного Таинства. В ней обязательно должны были иметь место сцены Рождества Христова. Увековечиванием триумфа Девы Марии, ее божественной миссии на стенах Сикстинской капеллы занялись 2-а художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Еще перед мастерами была заявлена задача увязать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, находящейся на апсиде с росписью капеллы.
Немало усилий пришлось приложить скульпторам и художникам для воплощение цельного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был изображен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы находится алтарь, укращшенный 4-я золотыми ангелами. В этой капелле обрели свой покой папа Сикст V и Пий V. Невдалеке от входа в капеллу располагается скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в данном месте в 1680 году нашел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Капелла Боргезе (Cappella Borghese)
В начале 17-го века папа Павел V, в миру – Камилио Боргезе (Camilio Borghese), стал понтификом. Как раз благодаря ему появилась капелла Боргезе либо же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, раполагающейся в противоположной стороне храма. Общие контуры помещения – латинский крест, над которым на массивных пилястрах высится купол.
Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) имел внушительные средства рода на то, чтоб воплотить в жизнь грандиозное культурно-религиозное гениальное творение. Основное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы выполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего данного неистовства роскоши – алтарь глубокого голубого цвета. Средь утонченного богатства и церковного великолепия покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.
Капелла Сфорца (Cappella Sforza)
Капелла Сфорца отчасти теряется на фоне 2-х роскошнейших церковных усыпальниц. Но, бытует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), воплотивший ее в жизнь для влиятельного итальянского рода, в своей работе отталкивался от эскизов самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).
Художественные особенности
Санта-Мария-делла-Виттория – один из образцов постройки в стиле барокко.
Во внутреннем убранстве церкви использованы различные средства создания образа интерьера:
- Колонны;
- Лепные украшения;
- Яркая мозаика с сюжетами из жизни святых;
- Стенная роспись;
- Позолоченные элементы интерьера;
- Скульптурные изображения.
В росписи присутствует несколько изображений «Мадонны Победоносной», которой посвящен храм.
Среди скульптур привлекает внимание «Мечта Иосифа» работы Доменико Гвиди (Domenico Guidi), создававшаяся мастером с 1625 по 1701 годы, а также надгробие над могилой кардинала Пьетро Видони (Pietro Vidoni), занимавшего свой пост в годы строительства церкви. Особого внимания заслуживает изысканное оформление расположенной в западной части церкви погребальной часовни – капеллы, выполненной по заказу кардинала Федерико Карнаро (Federico Cornaro) и названной его именем
Особого внимания заслуживает изысканное оформление расположенной в западной части церкви погребальной часовни – капеллы, выполненной по заказу кардинала Федерико Карнаро (Federico Cornaro) и названной его именем.
Капеллы и святыни
Главная святыня базилики Санта-Мария-Маджоре – частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Они хранятся в серебряном ларце-реликварии с хрустальными окошками в помещении под главным алтарем – крипте.
В крипту ведут две лестницы, спустившись по одной из которых, вы увидите папу Пия IX, склонившего колено в молитве перед Святыми яслями.
Святыня содержит частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус
Каким образом эта реликвия попала в храм и является ли она подлинной, на сегодняшний день неизвестно. По одной версии в 638 г. ее привез из Иерусалима папа Теодор I.
Однако в церковной книге, датированной VI в., содержится запись о подаренной «ad Praesepem» (детской кроватке) женщиной по имени Флавия Ксантиппа. Вполне может быть и такое, что это кусочки колыбели, оставшиеся от первого вертепа, устроенного в базилике в честь Рождества.
На самом же алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи апостола Матфия, а также мощи еще пяти христианских святых, почитаемых как католиками, так и православными (Святой Лаврентий, Стефан Первомученик, римские мученики Симплиций, Фаустин и Беатриса).
Вторая по значимости реликвия базилики – древняя икона, которой, предположительно, около 1000 лет, хранится в капелле Боргезе. В Санта-Мария-Маджоре капелл несколько, но наиболее интересны три из них:
Сикстинская капелла или капелла Блаженного причастия. Была заложена папой Сикстом V в 1584 г. Убранство ее ничуть не уступает самой базилике: великолепные мозаики, фрески, лепнина, позолоченные своды и скульптуры. Здесь хранятся мощи папы Пия V и мощи пяти Невинных младенцев (предполагаемо). Тут же покоится и сам основатель капеллы.
Бронзовый алтарь в Сикстинской капелле базилики
- Паолинская капелла или капелла Боргезе. Построена чуть позже Сикстинской (в 1611 г.) по аналогии с ней под покровительством папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе. Впоследствии капелла стала усыпальницей этого рода. Как говорилось выше, здесь хранится очень значимая для римлян икона – Богоматерь Спасение народа римского. Считается, что она спасла Рим от чумы в VI в., откуда и пошло такое ее название.
- Капелла Сфорца. В сравнении с капеллами Боргезе и Сикстинской, она выглядит довольно скромно. Но эта простая торжественность и естественность импонирует даже больше. Внутри все отделано светлым мрамором, выделяются лишь стена алтаря и две апсиды по бокам, украшенные фресками и скульптурами. Есть сведения, что над проектом часовни трудился Микеланджело, однако непосредственно в возведении сооружения он участия не принимал.
Считается, что эта икона спасла Рим от чумы в VI веке
Интерьер
Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III
Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря храма.
Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.
Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII веком.
Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.
Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус.
Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).
История строительства
Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.
Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).
https://www.youtube.com/watch?v=HNpDX-o_9QMVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Santa Maria Novella (https://www.youtube.com/watch?v=HNpDX-o_9QM)
Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).
Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.
В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).
По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.
Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:
https://www.youtube.com/watch?v=1wDFFqcXZOoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Alberti, Façade of Santa Maria Novella, Florence (https://www.youtube.com/watch?v=1wDFFqcXZOo)
Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.
Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.
Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.
Невероятной красоты здание никогда не подвергалось нападениям и разграблению. Великолепный интерьер, созданный гениальными итальянскими мастерами XIV-XVI веков, сохранился в первозданном виде.
Интерьер
Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.
В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.
Капелла Киджи
Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.
Работы Караваджо в капелле Черази
Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».
«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).
Пинтуриккьо в капелле делла Ровере
Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).
Другие капеллы
Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).
Фасад Санта-Мария-Маджоре
Центральный фасад собора Санта-Мария-Маджоре
По заказу Климента XII постройкой нового фасада и реставрационными работами базилики занимался флорентийский архитектор Фернандо Фуга. В 1741 году, он закончил работы, и базилика Санта-Мария-Маджоре предстала перед римлянами почти в том виде, какой имеет сейчас.
В эпоху расцвета барокко, ему удается сохранить сдержанность, как в оформлении фасада Санта-Мария-Маджоре, так и в интерьере. Благодаря чему большинство деталей интерьера сохранено с V века. К ним относятся, прежде всего, мозаичные изображения сцен Ветхого Завета, расположенные с двух сторон от центрального нефа и золотые мозаики, рассказывающие о раннем периоде жизни Иисуса Христа, ими расписана триумфальная арка.
В оформлении фасада Фернандо Фуга применил сочетание лоджии и портика. Они закрывают Старый фасад базилики и прячут сохранившиеся на старом фасаде мозаики V века от внешних факторов разрушения. При этом добиваясь парадности и торжественности, строгости и пластичности каждого элемента фасада.
Капелла Альтьери
Первая часовня слева — часовня семьи Альтьери, оборудованная в 1708 году Себастиано Чиприано. Она посвящена святому Иосифу и благословенному Людовике Альбертони, а мраморный рельефный алтарь Лоренцо Оттони показывает, что Святое Семейство появляется ей в видении.
Фреска потолка, изображающая Успение, — Джузеппе Пассери.
Боковые стены имеют пару одинаковых барочных мемориалов в полихромных мраморах. Один из них — Анджело Альтьери, 1709 года Джузеппе Маццюоли, с бюстом Микеля Майлла, который умер в 1703 году. Противоположным является Виттория Парабиакки, 1710 год, и здесь работа была завершена Антонио Лавагги после смерти Майлла.
Капелла Альтьери
Покидаем церковь с необычной алтарной иконой и идем бродить дальше по кварталу еврейского гетто.
Церковь Санта Мария ин Кампителли на карте
Кстати, на противоположной стороне площади, там, где от неё отходит улица Виа-деи Фунари, стоит церковь Святой Екатерины. Виа-деи-Фунари переводится как «улица канатчиков» – здесь селились ремесленники, занимавшиеся изготовлением канатов. В античности на окрестной территории находился театр Бальбо, возведённый при императоре Августе. В средневековье на руинах античного театра располагались различные мастерские и монастырь Санта-Мария-Домини-Розе.
церковь Святой Екатерины, Chiesa di Santa Caterina dei Funari
Противоположную сторону улицы Виа-деи-Фунари занимает боковой фасад дворца одного из богатейших семейств Рима – дворца Маттеи. На одноименной площади мы и продолжим прогулку.
О месте Церковь Санта-Мария-деи-Монти
На улице Мадонны дей Монти, рядом с форумом Августа вы найдёте популярную титулярную церковь Санта Мария деи Монти, известную не только под этим именем.История возникновения
Строительный проект разработал архитектор делла Порта на подобие своего предыдущего творения (церкви Иль Джезу 1577 года), а в 1580 году здание уже принимало первых прихожан. Известно, что до определённого времени на его месте стоял средневековый монастырь 1223-го года. Но папа Григорий Тринадцатый попросил создать церковь, чтобы поместить туда чудотворную икону пятнадцатого столетия с Девой Марией и двумя святыми, которую нашли на развалинах одного из монастырей. Сейчас она с высоты смотрит на церковный алтарь, а с её копией совершают ежегодное шествие вокруг здания, празднуя обретение ценной святыни (иконы). В 1783году во время паломничества Иосиф Ламбре упал с лестницы. Он умер после в доме за церковью, и был похоронен в Северном трансепте под алтарем. Его статую создал Акилле Альбачини в 1892 году. Ежегодно 16 апреля отмечают день его памяти. Следует отметить, что с 1824 года приходская церковь находилась под эгидой епархиального духовенства, а с 1960 года стала титулярной. Известно, что кардинал Винченцо Печчи, позже Папа Лев XIII, пожертвовал деньги для членов Общества Сент-Винсент де Поль, которое ухаживало за больными и бедных в церкви. А папа Иоанн Павел Второй посетил церковь 8 марта 1987 года.Архитектура
В 1992 г. состоялась реставрация церковного фасада. Он и сейчас украшен пилястрами, которые соединяют волюты. Над одной нишей видна надпись из Ветхого Завета. Апсида была украшена Джачинто Джимигнани и Кристофоро Касолани. Последний создал также фрески четырех Евангелистов в куполе и фреску на потолке в нефе с изображением Вознесения, Ангелов и церковных учителей. В каждой из восьми секций купола представлены сцены из жизни Пресвятой Богородицы несколькими художниками, в то время как убежище и своды часовни декорированы лепными ангелами Амброджо Буонвикино. В первой часовне справа находятся фрески, изображающие Сан-Карло Борромео и Мадонну с младенцем (1624 г.) в исполнении Джованни да Сан Джованни. Третья часовня показывает прогулку на Голгофу француза Ногари. В третьей часовне слева видна Рождественская сцена Джироламо Музиано, в окружении Поклонения волхвов и Сна Святого Иоанна Чезаре Неббиа. Многих посетителей приводит в восторг высокий церковный купол.Окрестности
В базилику Святого Петра в веригах стремятся попасть в обязательном порядке многочисленные паломники. Построила её в 442 году императрица Лициния Евдоксия — жена императора Валентиниана Третьего, дабы хранить там цепи (веригы), которые сковали Святого Петра в период его заключения. Они были на нём и в Иерусалиме и в Риме до казни 67-го года. Предание говорит, что при появлении Ангела, цепи рассыпались. Перед открытием церкви их половинки хранил папа Лев Первый, который во время торжественной церемонии собирался положить реликвии в ларец. Очевидцы утверждают, что вериги соединились сами собой и их поместили в хрустальную раку. Базилика состоит из трёх нефов и двадцати мраморных колонн. Центральный неф выделяется своим кессонным потолком с фреской Пароди, на которой Пётр лишается вериг. А рядом с позолоченым реликварием стоят скульптуры Святого Петра и Ангела. Правый неф стал местом захоронения Антонио и Пьетро Поллайолы. Скульптурную композицию создал Каппони.Туристу на заметку
Церковь Санта Мария деи Монти в Риме открыта ежедневно с 07:00 до 12:00 и по вечерам с 18:00 до 20:00.
Все интересное о соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме
Начнем с названия: Санта-Мария – это в честь Богородицы, а вот Маджоре – означает «большая», ведь она не только является одной из самых больших по величине, но и не уступает по важности и посещаемости. Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы
В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде
Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы. В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде.
Триумфальная арка украшена мозаиками, сюжет которых брался из Нового завета. Алтарь папы оформлен балдахином, а его стойки сооружены из старинных колон. Если вы поднимете голову вверх, вы будете пленены потолком, который соорудил да Сангалло. Он выполнен из дерева, а украшен золотом первой партии, которое специально привезли с Перу. Пол сделан из мрамора разных цветов, который выложен таким образом, что можно увидеть разные геометрические фигуры.
Отдельно стоит остановиться на капеллах, которых в церкви Санта-Мария-Маджоре три.
- Первая и самая известная – это Сикстинская капелла, которая отличается изысканным декором и богатым оформлением. Здесь находится статуя Сикста V работы Вальсольдо, а также захоронен Бернини.
- Вторая капелла – Паолинская — еще более роскошная. Здесь покоятся Павел V и Климент VIII. Также здесь находится икона Мадонны, которую, за легендами, начал рисовать апостол Лука, а «закончили ангелы».
- Третья капелла, возможно работы Микеланджело – это капелла Сфорца.
Орган собора — это произведение семьи Машони, которое было создано в 1955 году. В то же время старый орган перенесли в церковь Алифорни, а новый поместили на его место. Обязательно сверните в правый неф, где хранится надгробие кардинала Родригеса. С 13 столетия его тело и душа покоятся в этом месте.
Реликвией этой церкви является часть яслей, где родился Иисус. Они представляют собой пять частей кормушки, где после рождения лежал Иисус. Только 25 декабря можно зайти в этот реликварий и увидеть их собственными глазами.
Перед входом в собор стоит 15-метровая колонна со скульптурой Девы Марии. Ее соорудили в 1614 году в знак благодарности за избавление от чумы. Над проектом колоны трудился француз Бертло. Также в церкви есть свой музей, который расположен с правой стороны от алтаря. Вы можете зайти туда и увидеть много интересного из истории этой базилики, к примеру, развалины, тротуары в мозаике, скважины, проходы и арки.
Единственное, что отличает эту церковь от традиционных, так это то, что восковые свечки заменили электрическими. Поэтому чтобы зажечь такую свечку, надо бросить монетку в специальный проем около выбранной иконы.
Интерьер
Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью. Исключительный интерес представляют мозаики центрального нефа и триумфальной арки, выполненные при римском папе Сиксте III (432—440). Мозаики центрального нефа представляют сюжеты из Ветхого Завета, поражающие своей свежестью, яркостью красок и красотой. Сюжеты мозаик триумфальной арки — Благовещение и благовестие Иосифу, Сретение, поклонение волхвов, эти же волхвы у царя Ирода, избиение вифлеемских младенцев, бегство в Египет (апокрифическая сцена встречи Святого Семейства правителем египетского города Сотина). Внизу арки изображены два города: Вифлеем слева и Иерусалим справа. В мозаике апсиды изображена сцена Коронования Девы Марии и под ней по периметру апсиды изображены самые важные события Её жизни. Эта мозаика была создана Якопо Торрити в конце XIII века, когда он по указанию папы Николая IV перестраивал апсиду V века. В средокрестии над престолом возвышается огромный балдахин (киворий) на четырёх порфировых колоннах с деталями из позолоченной бронзы (проект Ф. Фуга, 1750—1825).
Внимание привлекает деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света, которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы
Пол — работа Косматов XIII века — значительно изменен реставрацией, произведенной в XVIII столетии. В глубине правого нефа находится надгробие кардинала Консальво Родригеса конца XIII века.
В базилике имеется мемориальная доска святых Кирилла и Мефодия.
Фасад
Роскошный мраморный фасад церкви Санта Мария Новелла, напоминающий огромную инкрустированную шкатулку, считается одним из наиболее значимых произведений флорентийского ренессанса. Он был выполнен по проекту архитектора Леона Баттиста Альберти в 1456-70 гг. в процессе реконструкции базилики, заказанной одним из богатейших торговцев Флоренции и покровителей искусств – Джованни ди Паоло Ручеллаи. Его имя высечено большими буквами на верхнем фронтоне, а внутри базилики находится посвященная ему капелла.
В центре фронтона расположено лучезарное солнце с ликом младенца Иисуса.
Интересный факт
На фасаде церкви Санта Мария Новелла можно увидеть астрономические приборы – бронзовую армиллярную сферу и мраморный циферблат с гномоном, которые изготовил доминиканский монах, астроном и картограф Иньяцио Данти из Перуджи в 1555-86 гг. С их помощью он сумел не только обнаружить разницу в несколько дней между юлианским календарем, использовавшимся с 46 года до н.э., и астрономическим годом, но и успешно продемонстрировать свои исследования папе Григорию XIII. Именно так мир обрел григорианский календарь, до сих пор не имеющий альтернативы.
Уникальный фасад, получивший окончательное завершение в 1920 г., облицован белым и темно-зеленым мрамором. Он украшен ритмическими прямоугольниками, треугольниками и кругами, арками, геральдическими символами семейства Ручеллаи, порталами с полукруглыми люнетами работы Улиссе Чокки (1616-18 гг.), антаблементом, центральным окном-розой и другими декоративными элементами.
История постройки
Собор появился в XVII веке, в это время территория Италии была охвачена эпидемией чумы, во время которой погибла третья часть населения Венеции. По преданию, Совет города объявил, что будет возведена церковь в честь Святой Девы Марии, если она остановит болезнь. И эпидемия была остановлена горячими молитвами жителей города Деве Марии, а Совету пришлось сдержать сделанное прилюдно обещание, объявив конкурс среди архитекторов.
Торжественное открытие состоялось в 1681 году, церковь освятили в честь Святой Девы Марии, принесшей венецианцам избавление от смертельной болезни («Салюте» в названии церкви значит «исцеление»).