Церковь

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Один из красивейших московских храмов находится сред старинных аллей улицы Якиманка. Улица названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы (дедушки и бабушки Иисуса Христа). Во имя покровителя, защитника воинов был построен храм в 1717 году.

Первое здание храма, служившее приходской церковью во времена Ивана Грозного, находилось у самой реки и часто заливалось во время ей разливов. Его знаменитые фрески, украшения, созданные Василием Баженовым, Гавриилом Доможировым навсегда утрачены.

Сейчас в число достопримечательностей внутреннего убранства храма входят деревянные скульптуры Распятия, Сидящего Христа, сделанные в XVIII веке. Почитаемыми святынями храма считаются частицы Гроба, Ризы Господня, камень из реки Иордан.

В выдающемся памятнике архитектуры Петровского барокко проходят регулярные церковные богослужения, работает воскресная школа, молодежный клуб. Находится храм Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, д.46. Ближайшей станцией метро является «Октябрьская» на Калужской линии.

В Москве GuruTrizma рекомендует следующие отели:

Архитектура Покровской обители

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря включает в себя целый комплекс зданий и сооружений, а также монастырское подворье, находящееся в с. Марково Раменского района. На территории обители расположены:

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – главный храм монастырского комплекса, где хранятся мощи Святой Матроны. Здание в два этажа, построенное в стиле классицизма – с круглым куполом, портиками и треугольными фронтонами.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Воскресения Словущего – храм с пятью куполами, построенный в романовском стиле по проекту М.Д. Быковского.

Храм Воскресения Словущего расположен в Брюсовом переулке

Колокольня высотой 30 м – вновь отстроена после взрыва 1926 г. только в 1999 г. Первый камень в строительство заложил сам патриарх Алексий II.

Колокольня. Состоит из трех ярусов

Святой источник – в нем можно бесплатно набрать святой воды, освященной у мощей Матроны.

Святой источник Покровского женского монастыря (или водосвятная часовня)

Храм Петра и Февронии – храм-часовня, восстановленный в 2014 году по сохранившимся историческим фотографиям. Здесь любят венчаться пары, так как святые Петр и Феврония почитаются как покровители семейных ценностей. Внутри здания находится также крестильня с большой купелью для взрослых.

Храм святых благоверных князей Петра и Февронии

Некрополь – на монастырском кладбище были упокоены многие сподвижники православной церкви. В советское время на этом месте разбили парк. В период возрождения монастыря при раскопках нашли несколько надгробий. В память о погребенных, за Воскресенским храмом установили поклонный крест.

На территории монастыря находится церковная лавка, где можно купить любую православную атрибутику. Лавка расположена справа от центрального входа. Часы работы – 8.00–20.00 ежедневно, без выходных. В монастырском парке есть отапливаемая трапезная, рассчитанная на 200 человек. Подкрепиться и послушать церковные песнопения может любой желающий.

Для самых маленьких прихожан предусмотрена детская площадка (находится напротив Воскресенского храма) с турниками, горками, качелями и батутом.

Монахини проводят по территории обители бесплатные экскурсии. Специальных правил посещения Покровского монастыря не установлено, нужно придерживаться стандартных норм поведения в святых местах.

К чему снится церковь внутри – другие сонники

К чему снится Церковь внутри, Нострадамус указывал, что Храм Божий олицетворяет внутреннюю красоту и чистоту духовную человека. Если сон имеет положительные очертания, значит и в духовном развитии человека всё в порядке, но если сон носит явно негативный характер, окрашен в тёмные тона – тогда, скорее всего и душевное и физическое здоровье человека не на высоте и требует особого внимания.

  • Если Церковь внутри излучает свет и благодать – значит, кризис в жизни скоро закончится, в ней воцарятся гармония и высшее духовное удовлетворение. Если здание разваливается на глазах, значит, человек деградирует духовно и у него совсем мало шансов для того, чтобы исправить ситуацию.

  • Если вам приснилось, что вы поёте в Храме – значит, вас будут мучить сомнения и угрызения совести. Если вы строите Храм, или благоустраиваете его, такой сон сулит благодарность и вознаграждение праведных дел.

  • Если во сне вас искушает Дьявол, значит, вы потеряете духовность и не сможете уступить соблазнам. Это будет рискованная сделка с совестью, которую вы проиграете. Также такой сон может сулить обращение за помощью к псевдо магам и знахарям.

  • Если приснится, что Храм горит – значит, будут конфликты и религиозные распри. Духовность и покаяние будут уничтожены, ничего не останется от прошлых побед, только разочарование.

Лофф в своих толкованиях указывал на то, что Церковь является во сне человеку тогда, когда он проходит тяжёлый период в жизни, период испытаний. От того насколько спокойно он преодолеет трудности зависит его дальнейшая жизнь. Обращаться к Богу во сне – значит просить заступничества и при жизни.

Цветков даёт несколько трактовок снов о Церкви:

• Если во сне вы молитесь святому – наяву вы станет удачливым, богатым, обретёте покой;

• Если вы видите, как входите в Храм – ваша совесть не даст вам покоя;

• Если Храм начинает дымиться и гореть – в жизни вас ожидают неудачи;

• Строить Церковь – получить продвижение в делах, в карьере.

Хассе указывал, что Храм Божий, явившийся во сне сулит человеку безоблачное будущее. Открытие множества возможностей. Он также указывал что:

• Общаться с Богом – к его благословению;

• Слушать пение – желания исполнятся;

• Причащаться – получить наказание за грехи;

• Входить в разваленную Церковь – быть в нужде.

Если человек во сне чувствует себя комфортно в Храме Божьем, то наяву он получит награды за труды и радостную, весёлую жизнь. Если же сон окрашен негативными красками и в Церкви находится тяжело, значит, человек будет наказан за свою бездуховность.

Менегетти указывает, что Храм Божий видеть во сне – осознать своё совершенство, свои сокрытые от внешних глаз мотивы действий, тайные желания и искушения.

Лонго указывал, что если снится Церковь – значит, пора её посетить, пора заняться духовным развитием. Если Храм внутри заброшен – духовность в человеке минимальна, отсутствует связь с природой и родом, нужен учитель либо наставник. Иначе человек полностью собьется с намеченного пути.

Иногда такие сновидения вызывают слёзы радости, потому что человек начинает понимать, что Бог его благословляет, иногда – слёзы разочарования и боли. Многие забывают ходить в Церковь, но их это внутреннее угнетает, и тогда появляются подобные сновидения. В любом случае – лучше заранее получить предупреждение либо радостную весть и быть готовым к грядущим событиям, какими бы они ни были.

Полезные ссылки:

Чем отличается храм от собора: краткое сравнение

  • Храм – культовое сооружение. В храмах, как правило, проводятся обряды. Храмы располагаются по всему миру, но они называются по-разному. К примеру, храм у иудеев – это синагога, у мусульман храм называют мечетью.
  • Собор – основной городской храм, который играет главную роль в религиозной жизни каждого человека. Помимо этого, собор – это основная церковь, которая находится в монастыре.


Отличие храма от собораСобор и храм имеют следующие отличительные признаки:

  • Храм – это каждое культовое здание, в котором осуществляется богослужение. Собором называют главный храм в населенном пункте или же в монастыре.
  • Что касается литургии, то в храме она может проводиться как каждый день, так и исключительно по воскресеньям. А вот в соборе литургия проводится каждый день.
  • В соборах богослужение проводят лишь высшие чины.
  • Собор со стороны смотрится массивнее, богаче, чем обыкновенный храм.
  • Храм имеет только один алтарь, собор может иметь несколько.

Соборная площадь в Кремле

В Московском Кремле за долгую историю его существования было построено множество храмов и монастырей. Многие из них позже перестраивались, часть по разным причинам не сохранилась. Но главные соборы Кремля – Успенский, Архангельский, Благовещенский и Ризоположенский ‒ продолжают восхищать гостей и жителей столицы своей величавой красотой. Окружая Соборную площадь Кремля, они создают завораживающий ансамбль. А колокольня Ивана Великого, самая высокая точка старой Москвы (81 метр), доступна для посещения и как смотровая площадка.

Храмовое строительство на Соборной площади было начато при князе Иване Калите (1325 ‒ 1340). В период его правления Москва стала политическим и религиозным центром объединения русских земель. Соборы, которые можно видеть на площади сегодня, были построены во время правления Ивана III (1462 ‒ 1505). Тогда для масштабного строительства в Кремле были приглашены итальянские зодчие. Успенский собор строил Аристотель Фиорованти, Архангельский – Алевиз Новый. Эти мастера внесли весомый вклад в совершенствование строительной техники на Руси. Одновременно они обогатили художественный язык русской архитектуры итальянскими декоративными элементами – например, использованием раковин в закомарах.

Успенский собор стал храмом, где сперва венчали русских правителей на царство, а c XVIII в. короновали императоров. Архангельский собор стал усыпальницей московских князей. При Иване III на Соборной площади были также построены Благовещенский собор – домовая церковь государей, и Ризоположенский собор, служивший домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Колокольня Ивана Великого достраивалась вплоть до начала XVIII в.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Собор Двенадцати Апостолов

Проход на главную площадь Москвы организован через праздничные арки церкви, построенной в честь Двенадцати Апостолов. Она составляет единый гармоничный ансамбль Кремля вместе с главными храмами площади.

Возведён храм гораздо позже (1680 год) вместе с созданием великолепных Патриарших палат, ставших образцом национальной архитектуры древней Руси. В ансамбль входят две домовые церкви, Мировая палата (крестовая), царские покои, кельи монахов. Первоначально собор выполнял функции домовой церкви патриархов Руси.

Праздник чествования святых апостолов Христа зародился в IV столетии. Датой его проведения утвердили следующий день после празднования в память о Петре, Павле. Раньше на этом месте находилась церковь известных Святых Соловецких чудотворцев.

От старого храма остался только алтарь, доступ в него закрыт. Современное название собор получил в 1580 году после перестройки, вызванной пожаром. Старинная галерея, соединяющая здания, реконструирована в 1922 году.

Сейчас в соборе находится Музей прикладного искусства, быта XYII столетия. В нем можно увидеть изделия из тканей, книги, посуду, оружие, украшения, созданные известными мастерами. Посетить Патриарший дворец, собор можно вместе с экскурсиями ежедневно, кроме четверга с 10.00 до 17.00 часов.

Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение

Католическая церковь (костел) значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные:

  • Внешний вид. Православная церковь имеет купола, число которых несет определенный смысл. Костел куполов не имеет.
  • Внутренний вид. Костел начинается с нартекса, по двум сторонам от него располагаются колокольни. Затем идет наос либо основной неф. В конце основного нефа находится алтарь. В больших церквях очень огромное помещение. В них, как правило, применяются органы, которые придают службе большей торжественности. Костелы украшены внутри фресками, а церкви – иконами. Место, где в православной церкви находится алтарь, отделен от территории солеей. Тут расположен иконостас. Иконы еще находятся на стенках главного помещения церкви.

История создания[править]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Руины монастыря Святого Франциска перед крепостной стеной

Перед парковкой стоит указатель на руины монастыря Святого Франциска, но туристы его не замечают

С южной стороны от крепостных стен Старого Котора, между автобусной станцией и южными воротами в город (ворота Гурдич), расположена одна из древнейших достопримечательностей города — руины монастыря Святого Франциска.

Считается, что перед этим монастырем существовала церковь Святого Петра, возведенная еще в VI веке, также был бенедиктинский монастырь тех же годов. Но такая старина до нас не дошла. К сожалению, не сохранились и более молодые постройки, вернее сохранились лишь в виде фундаментов и надгробных плит.

Руины, которые доступны для осмотра датируются XIII веком, так как бенедиктинское аббатство VI веке была разрушено (причины разрушения неизвестны). А те остатки монастыря которые можно видеть сегодня, были построены в 1288 году для францисканцев вдовой сербского короля Уроша Первого, Еленой Анжуйской.

Руины монастыря Святого Франциска. Можно видеть очертание строений и могильные плиты

Но и этот монастырь в 1657 году был разрушен венецианскими властями. Виной тому послужило продвижение турецких войск к стенам Котора. Венецианские власти Котора посчитали, что паша Варлац из Шкодера со своей многочисленной турецкой армией воспользуются монастырскими постройками в качестве военной позиции и превратит их в свою крепость. Такого поворота событий власти города не желали, и приказали разрушить монастырские постройки.

Могильные плиты на территории монастыря Святого Франциска

Турки действительно пришли к стенам города и держали его в осаде, но безуспешно. После турецкой осады монастырь восстанавливать не стали из-за угрозы возвращения неприятеля. Монахи из разрушенного монастыря получили участок земли за крепостными стенами города (неподалеку от прежнего места), там построили новую церковь, а рядом с ней были построены здания под кельи и прочие хозяйственные помещения (про это читайте далее).

Руины обнаружили совсем недавно (в ходе строительства отделения почты), но привести всё в порядок не хватает средств и видимо желания. Часть исследовательских работ было спонсировано США (в 2009 году посольство Соединенных Штатов выделило 45 000 евро на раскопки), в ходе раскопок обнаружили несколько артефактов XVI века и несколько разграбленных мародёрами могил.

Территория монастыря Святого Франциска имеет большое количество захоронений. Могилы расположены буквально повсюду, внутри церквей, возле них, во внутренних двориках церквей, на кладбище и т.д.

Считается, что на этой территории в период с XII по XVII век было похоронено более 200 человек. Предположительно, в этом месте хоронили исключительно членов знатных семей (Бизанти, Драго, Грубоня, Болице), мастеров из ремесленных гильдий (кузнец Новак Ковач, сделавший саблю для королевича Марко) и высших церковных сановников.

Герб семьи кузнеца из города Котор. Отчетливо видна надпись и детали герба

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и  в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке

Этому древнему храму Москвы можно по-доброму позавидовать. Он появился на земле Русской в XVI веке. Как следует из существующих легенд, возводился около 1597 года всего день (значение слова обыдень). Каменный храм в честь почитаемого пророка Ильи появился вместо старинного деревянного в 1702 году.

Почти через 100 лет рядом выросли Колокольня, трапезная. Храм не закрывался, богослужения проходили и в смутные времена. Здесь находится образ Святой Троицы, перед ним молились Пожарский, Минин. Святынями храма считаются иконы «Нечаянная радость», Богоматери Феодоровской, Владимирской.

Знаменитые иконы «Огненное восхождение святого Ильи Пророка», известных святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Небольшие частицы его мощей с 2008 года считаются святыней церкви. Ежедневно в церкви проходят богослужения. С 7.00 до 22.00 часов церковь открыта для посещения.

При церкви работает воскресная школа для детей, взрослых, одна из самых больших церковных библиотек Москвы.

Находится по адресу 2-ой Обыденский переулок, 6. Удобная станция метро называется «Парк Культуры».

Характерные черты православной догматики

Православная церковь имеет ряд характерных особенностей, главной из которых является неукоснительное следование догматическому учению, сформулированному в тексте документа, принятого Вторым Вселенским собором в 381 году и именуемого «Символом веры». Людям воцерковленным он хорошо известен, для тех же, кто с ним незнаком, следует пояснить, что он декларирует:

  1. Возможность спасения души лишь при условии веры в единого Бога.
  2. Одинаковое прославление всех трёх, равных между Собой лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
  3. Признание того, что Иисус Христос является помазанником Божиим и Его сыном, рождённым от Отца прежде сотворения мира.
  4. Веру в воплощение Бога в человеческую природу Иисуса.
  5. Признание Его распятия во спасение людей, а затем на третий день воскресения, вознесения на Небо.
  6. Во всеобщее воскресение и последующую жизнь.
  7. Исповедание догмата, в соответствии с которым, носителем жизни является Святой Дух, исходящий от Бога Отца.
  8. Признание Христовой церкви единой, святой, всеобъемлющей и возглавляемой её создателем – Иисусом Христом.
  9. Вера во святое крещение, как единственный путь, ведущий к оставлению грехов.

Из этого перечня основных тезисов православного вероучения видно, что церковь, история которой берёт начало с явления миру Сына Божьего, создана как путеводная нить, ведущая к вечной жизни.

Древнейшие храмы Москвы

Одним из древнейших сохранившихся монастырских храмов является жемчужина основанного в 1357 г. на левом берегу реки Яузы Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор (Андроньевская пл., д. 10). В росписи храма в XV веке принимал участие местный инок Андрей Рублев – знаменитый иконописец, автор иконы «Троица», хранящейся в Третьяковской галерее.

А в основанном в XIV в. Высоко-Петровском монастыре (улица Петровка, д. 28 стр. 2) интересен построенный при царе Петре Первом Сергиевский храм. Он обладает нехарактерным для средневековых русских церквей светлым главным залом (трапезной). История этого места тесно связана с родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра Первого, поэтому стилистика так называемого «нарышкинского барокко» приобретает здесь особый смысл

Обратите внимание и на камерную Толгскую церковь: ее алтарь расписан фресками, что в русской традиции встречается довольно редко. А в целом в этом монастыре можно увидеть и сравнить церковные сооружения от XVI до XIX веков

Среди ранних московских храмов выделим также церковь Вознесения в Коломенском (пр. Андропова, д. 39, стр. 1). Эта церковь была построена в 1530 ‒ 1532 гг. в честь рождения у царя Василия III долгожданного наследника – сына Ивана, будущего Ивана Грозного. Вероятно, в ее строительстве принимал участие итальянский архитектор. Интересно, что церковь увенчана не куполами, а шатром. Завершение церквей шатрами было запрещено в XVII в., и церковь в Коломенском – один из редких образцов постройки такого типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector